Мишкалим — это словообразовательные модели или схемы, используемые для формирования различных форм слов в иврите. Они играют важную роль в грамматике языка, обеспечивая структурную основу для правильного употребления существительных, глаголов и прилагательных. Каждая модель имеет свою особенность и может влиять на значение, род, число и грамматические формы слов.
В иврите существует несколько типов мишкалим, каждый из которых имеет свои особенности. Важно отметить, что мишкалим делятся на два больших класса: глагольные и именные модели.
Глагольные мишкалим определяют, как изменяются глаголы в зависимости от времени, наклонения и лица. Основной принцип этих моделей — изменение корня глагола с помощью добавления гласных и/или согласных. Глагольные мишкалим делятся на 7 категорий:
Палель (פָּעֵל) — самая базовая форма, где глагол имеет три согласных корня и используется в простом виде без дополнительных модификаций. Например, כתב (катав) — “писать”.
Пиэль (פִּעֵל) — модель, образующаяся путем изменения гласных внутри корня. Эта модель часто используется для выражения усиленного действия или изменения состояния. Пример: סִפֵּר (сипер) — “рассказать”.
Пуаль (פּוּעַל) — аналогична пиэлю, но используется для выражения пассивного или медиативного действия. Пример: סֻפַּר (суфар) — “быть рассказанным”.
Гитпаэль (הִתְפַּעֵל) — форма рефлексивного или возвратного действия, образующаяся с помощью приставки הִתְ. Пример: הִתְכַּתֵּב (гиткатев) — “писаться”.
Хифиль (הִפְעִיל) — активная форма, которая обозначает выполнение действия в усиленной или causative форме (переводится как “заставить сделать что-то”). Пример: הִכְתִּיב (ихтив) — “заставить писать”.
Хифъиль (הַפְעִיל) — модель, аналогичная хифилю, но может выражать несколько иные оттенки значения. Пример: הַפְקִיד (хафкид) — “поручить”.
Нифаль (נִפְעַל) — пассивная форма, противоположная хифилю, часто выражает пассивное действие или действия, происходящие не по инициативе субъекта. Пример: נִשְׁמַע (нишма) — “быть слышным”.
Именные мишкалим влияют на формирование существительных, прилагательных и местоимений. Изменения происходят как через добавление префиксов и суффиксов, так и через изменение внутренней структуры корня. Именные модели включают:
Симантические мишкалим — используются для создания новых значений. Примеры: существительное, образованное от глагола, может получить значение предмета или процесса. Пример: от глагола כתב (катав) — “писать” — образуется существительное מִכְתָּב (михтав) — “письмо”.
Тефахим (תֵּפַחִים) — модели для образующихся из существительных, указывающих на объем, размер, вес. Пример: תַּפְרִיט (тафрит) — “распорядок”, из פָּרָט (парат) — “деталь”.
Каждый мишкаль включает в себя свои внутренние правила словообразования и отличается от других типов мишкалим. Рассмотрим некоторые примеры изменения слов:
Глаголы:
Палель: от корня ל-מ-ד (ламед) — “учить”:
Пиэль: от того же корня למד образуется:
Гитпаэль: от того же корня למד:
Мишкалим имеют прямое влияние на такие грамматические категории, как род, число, лицо и наклонение. Использование одного из мишкалим может полностью изменить контекст и значение глагола или существительного. Например, форма глагола в пиэле может подразумевать, что действие выполняется интенсивно, в то время как пуаль укажет на пассивную форму действия.
Род глаголов и существительных в иврите напрямую зависит от мишкалима. Для большинства мишкалим существует различие между мужским и женским родом. Например, в глагольных формах пиэль и хифиль часто различается форма для мужского и женского рода в прошедшем времени. В существительных в некоторых моделях, например, в пальэль, род может быть незначительно изменен.
Мишкалим также влияют на форму существительных и глаголов в числе. Глагольные формы изменяются в зависимости от числа (единственное, множественное) и могут менять свои окончания для этих изменений. В существительных часто наблюдаются формы с различием числа — например, מִסְפָּר (миспар) — “число”, во множественном числе — מִסְפָּרִים (миспарим).
Мишкалим являются неотъемлемой частью грамматической структуры иврита, оказывая влияние на разнообразные аспекты языка, от глагольных форм до именных конструкций. Знание этих моделей необходимо для правильного понимания и использования иврита, поскольку они помогают формировать разнообразные значения и оттенки в языке.