Глаголы с пустым вторым корневым

В иврите существует группа глаголов, которые характеризуются особенностью структуры корня — у них нет второго корня. Это явление называется “пустой второй корень”. В иврите традиционно существует три буквы в корне: первая, вторая и третья. Однако в глаголах с пустым вторым корнем второй корневой элемент отсутствует или заменяется определенной гласной, что влияет на их спряжение и образование форм.

Глаголы с пустым вторым корневым состоят из двух букв: первой и третьей. Этот тип глаголов является характерным для определенных классов глаголов и имеет особенности спряжения и формы глагольных форм.

Примеры таких глаголов:

  • שָׁמַע (шама) — слышать
  • נָפַל (нафаль) — падать
  • כָּתַב (катав) — писать

В этих глаголах нет второго корня, а вместо него в большинстве случаев присутствует гласная, которая помогает сохранить структуру глагола.

2. Типы глаголов с пустым вторым корневым

Глаголы с пустым вторым корневым делятся на несколько категорий в зависимости от их характера и спряжения:

2.1. Глаголы первого типа: с открытым корнем

Глаголы этого типа имеют первую и третью буквы корня, а второй элемент отсутствует. Они характеризуются тем, что в инфинитивной форме между первой и третьей буквой корня стоит гласная, которая часто изменяется при спряжении глагола.

Пример:

  • שָׁמַע (шама) — слышать

    • Инфинитив: שָׁמַע
    • Я прошедшее время: שָׁמַעְתִּי (шамати) — я слышал
    • Я будущее время: אֶשְׁמַע (эшма) — я услышу

В таких глаголах гласная в корне может изменяться в зависимости от времени и лица, однако важно помнить, что второй корень в данном случае пустой.

2.2. Глаголы второго типа: глаголы с гласной в месте второго корня

Этот тип включает глаголы, где вместо второго корня вставлена гласная, которая при спряжении становится частью основного корня.

Пример:

  • נָפַל (нафаль) — падать

    • Инфинитив: נָפַל
    • Я прошедшее время: נָפַלְתִּי (нафальти) — я падал
    • Я будущее время: אֶפָּל (эфаль) — я упаду

Как и в предыдущем случае, корень глагола состоит из двух букв (первой и третьей), а гласная внутри корня подвержена изменениям в зависимости от спряжения.

3. Спряжение глаголов с пустым вторым корневым

Спряжение глаголов с пустым вторым корневым происходит по стандартной схеме для определенного типа. Однако из-за отсутствия второго корня возникают некоторые особенности.

3.1. Глаголы в прошедшем времени

В прошедшем времени такие глаголы склоняются по типичной модели для глаголов с двумя корнями, однако гласная во второй позиции может варьироваться.

Пример (глагол שָׁמַע — слышать):

  • Я (муж.) — שָׁמַעְתִּי (шамати)
  • Ты (муж.) — שָׁמַעְתָּ (шамата)
  • Он — שָׁמַע (шама)
  • Она — שָׁמְעָה (шам’а)
  • Мы — שָׁמַעְנוּ (шаману)
  • Вы — שָׁמַעְתֶּם (шаматем)
  • Они — שָׁמְעוּ (шаму)

3.2. Глаголы в настоящем времени

В настоящем времени, поскольку корень состоит только из первой и третьей букв, глаголы с пустым вторым корневым следуют схеме спряжения глаголов перфектного типа.

Пример (глагол כָּתַב — писать):

  • Я пишу — כּוֹתֵב (котев)
  • Ты пишешь (муж.) — כּוֹתֵב (котев)
  • Ты пишешь (жен.) — כּוֹתֶבֶת (котевет)
  • Он пишет — כּוֹתֵב (котев)
  • Она пишет — כּוֹתֶבֶת (котевет)
  • Мы пишем — כּוֹתְבִים (котвим)
  • Вы пишете — כּוֹתְבוֹת (котвот)
  • Они пишут — כּוֹתְבִים (котвим)

4. Исключения и особенности

Не все глаголы с пустым вторым корневым поддаются строгому шаблону, особенно если корень глагола связан с изменениями гласных. В некоторых случаях второе место корня может быть заполнено гласной, что влияет на форму и спряжение.

Пример:

  • סָפַר (сафар) — считать

    • В настоящем времени: סוֹפֵר (софер) — я считаю
    • Однако в других формах этот глагол может варьироваться, подстраиваясь под общие тенденции спряжения.

5. Заключение

Глаголы с пустым вторым корневым составляют важную часть ивритской грамматики. Они обладают особенностями спряжения и формирования форм, которые следует учитывать при изучении языка. Несмотря на то, что они кажутся простыми, наличие пустого корня делает их гибкими в использовании и требующими внимательного подхода в процессе обучения.