Число существительных

В иврите существительные могут быть в единственном, множественном и двойственном числе. Каждый из этих типов имеет свои особенности, и правила их образования значительно отличаются от аналогичных в русском языке. Рассмотрим подробно, как происходит образование чисел существительных в иврите, и какие особенности необходимо учитывать при их использовании.


Единственное число

Единственное число в иврите используется для обозначения одного предмета, явления или существа. В целом, существительные в единственном числе могут быть мужского или женского рода, но в отличие от русского языка, существительные в иврите не имеют отдельной формы для родительного падежа в единственном числе.

Примеры существительных в единственном числе:

  • סֵפֶר (сэфер) — книга (мужской род)
  • תּוֹאַר (тоар) — титул, звание (мужской род)
  • מַלְחֵם (мальхем) — война (женский род)
  • עֵץ (эц) — дерево (мужской род)

Множественное число

Для образования множественного числа в иврите существуют несколько вариантов, в зависимости от рода существительного. Множественное число часто образуется с помощью добавления определённых окончаний, однако для мужского и женского рода эти окончания будут различаться.

Мужской род

Для существительных мужского рода множественное число обычно образуется путём добавления окончания -ים (им).

  • סֵפֶר (сэфер) — книги: סְפָרִים (сфари́м)
  • חָדֵש (хадеш) — новый: חֲדָשִים (хадашим)

Однако бывают и исключения, когда множественное число образуется с помощью других суффиксов, таких как -ים или -ים для слов, заканчивающихся на различные буквы.

Женский род

Для существительных женского рода множественное число образуется путём добавления суффикса -ות (от).

  • מַלְחֵם (мальхем) — войны: מַחְלוֹת (махлот)
  • שָׁעָה (шаа) — час: שָׁעוֹת (шаот)

Как и в случае с мужским родом, здесь также могут быть исключения.

Двойственное число

Двойственное число, или форма “пара”, употребляется в иврите для обозначения двух объектов. Эта форма используется довольно редко и является важной особенностью ивритской грамматики.

Формирование двойственного числа

  • Для существительных мужского рода двойственное число образуется с помощью окончания -ַיִם (айм), например:

    • סֵפֶר (сэфер) — два книг: סְפָרַיִם (сфараим)
  • Для существительных женского рода двойственное число образуется с помощью окончания -וֹת (от), например:

    • תּוֹאַר (тоар) — два титулов: תּוֹאַרוֹת (тоарот).

Однако, следует заметить, что двойственное число в современном иврите используется крайне редко. В повседневной речи и в большинстве письменных источников оно не встречается, и вместо него употребляется множественное число.


Неопределённость и определённость существительных

В иврите также существует грамматическое различие между определённым и неопределённым существительным. Существительное в неопределённой форме указывает на предмет или явление без конкретизации.

  • סֵפֶר (сэфер) — книга
  • מַלְחֵם (мальхем) — война

Для того чтобы существительное стало определённым, перед ним добавляется артикль ה (h), который ставится непосредственно перед существительным. Это артикль как бы подчеркивает, что говорящий имеет в виду конкретное, уже известное или упомянутое событие или объект.

  • הסֵפֶר (хасэфер) — эта книга
  • המלחמה (хамильхама) — эта война

Сложности и исключения

Как и в любом языке, в иврите встречаются исключения, которые не всегда подчиняются общим правилам. Например, некоторые существительные мужского рода имеют форму множественного числа с суффиксом -ות (от), что характерно для женского рода:

  • חֶסֶד (хесед) — милосердие, благодеяние: חַסְדֵי (хасдей) — милосердие, благодеяние.

Кроме того, есть существительные, форма множественного числа которых образуется совершенно не по стандартному принципу:

  • אִיש (иш) — мужчина: אֲנָשִׁים (анашим) — мужчины
  • אִשָּׁה (иша) — женщина: נָשִׁים (нашим) — женщины

Кроме того, следует обратить внимание, что некоторые существительные не изменяются по числам, такие как:

  • חַיָּה (хая) — животное: не имеет различия по числам.

Заключение

Грамматическая система чисел существительных в иврите является многогранной и сочетает в себе множество нюансов, таких как различия в родах, особенности артиклей и исключения, которые необходимо учитывать при изучении языка. Важно осознавать, что правильное использование чисел существительных в иврите требует постоянного внимания к родовой принадлежности слова, а также к особенностям употребления в контексте конкретной ситуации.