Причастия прошедшего времени пассивного залога

Причастия прошедшего времени пассивного залога в эстонском языке

В эстонском языке причастия прошедшего времени пассивного залога образуются от глаголов, отражающих действия, которые выполняются над субъектом, а не субъектом самостоятельно. Они выражают состояние или результат действия. Причастие прошедшего времени пассивного залога в эстонском языке используется в основном для образования перфектных конструкций и в сочетаниях с глаголами-связками.

Причастие прошедшего времени пассивного залога образуется от основ глаголов с помощью суффикса -tud или -dud. Формы могут немного различаться в зависимости от типа глагола и его основы.

Основные правила образования:

  • Для глаголов первой группы, основа которых заканчивается на гласную, добавляется суффикс -tud. Пример: teha (делать) → tehtud (сделанный).

  • Для глаголов второй группы, основа которых заканчивается на согласную, добавляется суффикс -dud. Пример: sõita (ехать) → sõidetud (поехавший).

Для некоторых глаголов формы причастий могут иметь варианты или особые формы в зависимости от произношения или традиции.

Примеры

  1. Tehtud (сделанный)

    • Töö on tehtud. (Работа сделана.)
  2. Sõidetud (поехавший)

    • Maja on sõidetud. (Дом проехали.)
  3. Lugemata (непрочитанный)

    • Raamat on lugemata. (Книга непрочитана.)
  4. Kirjutatud (написанный)

    • Artikkel on kirjutatud. (Статья написана.)

Согласование с существительным

Причастия прошедшего времени пассивного залога согласуются с существительным, которое они описывают, в роде и числе. Эстонский язык не различает мужской и женский род, но различает формы единственного и множественного числа.

Пример:

  • Töö on tehtud (работа сделана) – форма единственного числа.
  • Tööd on tehtud (работы сделаны) – форма множественного числа.

Использование с глаголами-связками

Причастие прошедшего времени пассивного залога часто используется с глаголами-связками в перфектных конструкциях, таких как on (есть), oli (был), on olnud (было), для выражения завершенного действия.

Пример:

  • Raamat on lugemata. (Книга не прочитана.)
  • Uks on kinni pandud. (Дверь закрыта.)

Особенности употребления

  1. Акцент на результате действия: Причастия прошедшего времени пассивного залога в эстонском языке часто подчеркивают не сам процесс, а его результат или состояние объекта после выполнения действия.

    Пример:

    • Vaatamine on lõppenud. (Просмотр завершен.)
  2. Перфект: Эти причастия часто используются в конструкции перфекта (совершенного вида), где они обозначают действие, которое завершилось в прошлом, но имеет отношение к настоящему.

    Пример:

    • Raamat on kirjutatud. (Книга написана.)
  3. Отсутствие субъекта: В отличие от активных конструкций, в пассивных предложениях субъект не указывается или указывается в другом контексте.

    Пример:

    • Küsimus on lahendatud. (Вопрос решен.)

Различие между активным и пассивным залогом

В отличие от активных причастий, которые описывают действия, выполняемые субъектом, причастия прошедшего времени пассивного залога всегда ставят акцент на действие, выполненное над объектом, а не субъектом. Это также отличается от причастий активного залога, которые могут описывать не только завершенные действия, но и процессы.

Активный залог:

  • Lugesin raamatu. (Я прочитал книгу.)

Пассивный залог:

  • Raamat on loetud. (Книга прочитана.)

Примечания

  1. Использование с модальными глаголами: Причастия прошедшего времени пассивного залога могут также употребляться с модальными глаголами, чтобы обозначить возможность или необходимость выполнения действия. Пример: Raamat peaks olema loetud. (Книгу следует прочитать.)

  2. Неопределенные формы: В некоторых случаях употребляется форма без изменения окончания, например, tuleb teha (надо сделать), где глагол в пассивной форме указывает на необходимость выполнения действия.

Заключение

Причастия прошедшего времени пассивного залога в эстонском языке представляют собой важный элемент грамматики, необходимый для выражения завершенности действия, акцента на результат, а также для создания различных конструкций, связанных с состоянием объекта. Правильное их использование требует знания суффиксов, особенностей согласования и умения различать контексты пассивного и активного залога.