Глагол (Verb): основные, связочные, вспомогательные

Основные глаголы несут основное лексическое значение в предложении. Они обозначают действия, состояния, процессы или явления.

Примеры:

  • She runs every morning.
  • They built a house.
  • He knows the answer.

Основные глаголы могут быть:

  • переходными (transitive) — требуют прямого дополнения: She reads books.
  • непереходными (intransitive) — не требуют дополнения: He sleeps well.

Регулярные и нерегулярные глаголы

  • Регулярные: образуют прошедшее время и причастие прошедшего времени путём добавления окончания -ed (work → worked, clean → cleaned).
  • Нерегулярные: изменяются по-своему, часто без какой-либо закономерности (go → went → gone, buy → bought → bought).

2. Связочные глаголы (Linking Verbs)

Связочные глаголы (или глаголы-связки) не выражают действия, а соединяют подлежащее с именной частью составного именного сказуемого. Эта именная часть даёт информацию о состоянии, качестве, характеристике субъекта.

Наиболее распространённый глагол-связка — to be.

Примеры:

  • She is a teacher.
  • They were tired.

Также связочные функции могут выполнять следующие глаголы:

  • to become — становиться
  • to seem — казаться
  • to appear, to feel, to look, to sound, to taste, to smell — в значении “казаться”, “иметь вид”, “звучать”, “пахнуть” и т.д.

Примеры:

  • He became angry.
  • The soup smells delicious.
  • She looks happy.

Особенность связочных глаголов — за ними следует прилагательное или существительное, а не наречие: He feels bad (не badly). They seem ready.


3. Вспомогательные глаголы (Auxiliary Verbs)

Вспомогательные глаголы не имеют самостоятельного значения. Они используются для образования грамматических форм других глаголов: времён, пассивного залога, вопросительных и отрицательных конструкций и других структур.

К вспомогательным глаголам относятся:

a) To be

  • Используется для образования времен Continuous и страдательного залога (Passive Voice): She is working. The house was built in 1900.

b) To have

  • Участвует в образовании времен группы Perfect и конструкций Perfect Continuous: He has done his homework. They had been waiting for hours.

c) To do

  • Используется для образования отрицаний и вопросов в Present Simple и Past Simple, а также для усиления утверждения (emphatic do): Do you like coffee? She does not know. I do want to help you.

4. Модальные глаголы (Modal Verbs) — особая подгруппа

Хотя модальные глаголы (can, must, may, might, shall, should, will, would и др.) технически не относятся к вспомогательным, в грамматике они часто рассматриваются как модальные вспомогательные глаголы, так как:

  • Они не спрягаются (нет окончаний -s, -ed, -ing)
  • После них следует глагол в начальной форме (без to, кроме ought to)
  • Они выражают возможность, необходимость, разрешение, предположение и т.д.

Примеры:

  • She can swim.
  • You must leave now.
  • He may come later.
  • You should see a doctor.

5. Особые случаи: вспомогательные + смысловые одновременно

Иногда один и тот же глагол может выступать как вспомогательный, так и основной.

To be:

  • Вспомогательный: He is working.
  • Основной (связка): He is happy.

To have:

  • Вспомогательный: She has finished her work.
  • Основной: She has a car.

To do:

  • Вспомогательный: He does not understand.
  • Основной: He does his homework.

Важно различать эти функции по контексту.


6. Позиция в предложении

Вспомогательные глаголы располагаются перед смысловым глаголом, либо на первом месте в вопросах:

  • Does he speak English?
  • She is studying.
  • They have arrived.

Связочные глаголы занимают позицию глагола-сказуемого, а за ними следует именная часть:

  • He is tall.
  • She became a doctor.

7. Сокращения и инверсии

Во вспомогательных конструкциях часто используются сокращённые формы:

  • He is → He’s
  • They have → They’ve
  • Do not → Don’t
  • Did not → Didn’t

Инверсия — перестановка вспомогательного глагола перед подлежащим — используется в вопросах, инверсивных условных предложениях и других структурах:

  • Are you ready?
  • Had I known, I would have helped.
  • Not only did he win, but he also broke the record.

8. Отрицания

Отрицания в английском языке образуются при помощи вспомогательных глаголов и частицы not:

  • She is not coming.
  • They do not know.
  • He has not finished.

Модальные глаголы также образуют отрицание с not:

  • You should not smoke.
  • He might not agree.

9. Замещающие вспомогательные глаголы (Substitute Auxiliaries)

Для избежания повторения глагола в предложении используется замещающий вспомогательный глагол:

  • Do you like it? — Yes, I do.
  • She said she would come, and she did.

Также они участвуют в кратких ответах и т.н. question tags:

  • You’re tired, aren’t you?
  • He didn’t call, did he?

10. Особенности употребления

  • В английском предложении не может отсутствовать глагол. Если лексического глагола нет, обязательно используется глагол-связка to be или вспомогательный глагол.
  • Вспомогательные глаголы не используются с другими вспомогательными в одной конструкции без необходимости: He has been working (не: has been is working).

Вывод: Глаголы в английском языке — основа грамматической структуры. Понимание различий между основными, связочными и вспомогательными глаголами необходимо для правильного построения предложений, формирования времен, выражения модальности, отрицаний и вопросов. Уверенное владение этими типами глаголов делает речь грамматически точной и выразительной.