Употребление послелогов с падежами

Язык Дхундари, как и многие другие индоарийские языки, использует послелоги для выражения различных пространственных, временных и абстрактных отношений. Послелоги в Дхундари, в отличие от предлогов в европейских языках, всегда располагаются после существительного, с которым они согласуются. Важной особенностью является то, что послелоги в языке Дхундари комбинируются с падежами, что влияет на их форму и использование.

Падежи и их функции

В языке Дхундари, как и в других индоарийских языках, существуют несколько падежей, которые обозначают различные синтаксические функции существительных в предложении. Для понимания употребления послелогов необходимо сначала разобраться в функциях этих падежей.

  1. Именительный падеж (Nominative) Этот падеж используется для выражения подлежащего в предложении. Он не комбинируется с послелогами.

  2. Родительный падеж (Genitive) Родительный падеж указывает на принадлежность или происхождение. В контексте послелогов его часто используют для выражения отношений «от» или «из».

  3. Дательный падеж (Dative) Дательный падеж используется для указания получателя действия или направления. В комбинации с послелогами он часто указывает на цель или место назначения.

  4. Винительный падеж (Accusative) Винительный падеж обозначает объект действия. В сочетаниях с послелогами используется для выражения направленности действия или движения к какой-либо точке.

  5. Творительный падеж (Instrumental) Творительный падеж указывает на средство или орудие действия. В сочетаниях с послелогами он может обозначать средство, с помощью которого осуществляется действие.

  6. Предложный падеж (Locative) Предложный падеж обозначает местоположение или обстоятельства, в которых происходит действие. Этот падеж активно используется в сочетаниях с послелогами для указания на местоположение, состояние или обстоятельства.

Основные послелоги и их сочетания с падежами

  1. Послелог «में» (meñ) – «в», «на» (место нахождения)

    Послелог «में» используется с предложным падежом для указания на местоположение, в котором происходит действие.

    • Пример:

      • वह स्कूल में है। (Vah skool meñ hai) – Он в школе.
      • हम घर में हैं। (Ham ghar meñ hain) – Мы дома.
  2. Послелог «से» (se) – «с», «от» (источник, начало движения)

    Этот послелог часто используется с родительным падежом для выражения происхождения, а также с творительным падежом для обозначения средства.

    • Пример:

      • वह मेरे दोस्त से आया। (Vah mere dost se āyā) – Он пришел от моего друга.
      • वह छड़ी से लिख रहा है। (Vah chaṛī se likh rahā hai) – Он пишет палкой.
  3. Послелог «तक» (tak) – «до», «к»

    Послелог «तक» употребляется с винительным падежом, чтобы выразить направление или предел действия.

    • Пример:

      • वह बाजार तक गया। (Vah bāzār tak gayā) – Он пошел до рынка.
      • हम स्कूल तक आए। (Ham skool tak āye) – Мы пришли до школы.
  4. Послелог «के पास» (ke pāś) – «рядом с», «около»

    Этот послелог используется с родительным падежом, чтобы указать на местоположение чего-то вблизи другого объекта.

    • Пример:

      • वह मेरे पास बैठा है। (Vah mere pāś baiṭhā hai) – Он сидит рядом со мной.
      • किताब उसके पास है। (Kitāb uske pāś hai) – Книга у него.
  5. Послелог «के साथ» (ke sāth) – «с» (совместное действие)

    Послелог «के साथ» употребляется с творительным падежом для указания на совместное действие или наличие компании.

    • Пример:

      • वह मेरे साथ आया। (Vah mere sāth āyā) – Он пришел со мной.
      • हम स्कूल के साथ जा रहे हैं। (Ham skool ke sāth jā rahe hain) – Мы идем вместе со школой.
  6. Послелог «के अंदर» (ke andar) – «внутри»

    Этот послелог используется с предложным падежом для обозначения нахождения внутри чего-либо.

    • Пример:

      • वह कमरे के अंदर है। (Vah kamre ke andar hai) – Он в комнате.
      • किताब अलमारी के अंदर है। (Kitāb almarī ke andar hai) – Книга внутри шкафа.
  7. Послелог «के बाहर» (ke bāhar) – «снаружи»

    Послелог «के बाहर» используется с предложным падежом для обозначения нахождения вне чего-либо.

    • Пример:

      • वह घर के बाहर खड़ा है। (Vah ghar ke bāhar khaṛā hai) – Он стоит снаружи дома.
      • स्कूल के बाहर बच्चे खेल रहे हैं। (Skool ke bāhar bachche khel rahe hain) – Дети играют снаружи школы.
  8. Послелог «से पहले» (se pahle) – «до», «перед»

    Этот послелог используется с родительным падежом для указания на временную последовательность, то есть на действие, которое происходит перед другим.

    • Пример:

      • मुझे घर से पहले जाना है। (Mujhe ghar se pahle jānā hai) – Мне нужно уйти до дома.
      • वह स्कूल से पहले आया। (Vah skool se pahle āyā) – Он пришел до школы.
  9. Послелог «के बाद» (ke bād) – «после»

    Этот послелог используется с родительным падежом для указания на действие, которое происходит после другого.

    • Пример:

      • वह खाना खाने के बाद सोता है। (Vah khānā khāne ke bād sotā hai) – Он спит после еды.
      • हम काम के बाद चले गए। (Ham kām ke bād chale ga’e) – Мы ушли после работы.

Совмещение послелогов с падежами

Важно отметить, что в языке Дхундари не все падежи могут сочетаться с каждым послелогом. Например, послелоги, связанные с движением или направлением, всегда требуют винительного или дательного падежа, в то время как послелоги, указывающие на состояние или местоположение, комбинируются с предложным падежом. Каждое сочетание имеет свою собственную структуру и функцию в предложении.

  • Пример:

    • वह बाजार से लौटा। (Vah bāzār se lautā) – Он вернулся из рынка. (Родительный падеж с послелогом «से»)
    • वह स्कूल में बैठा है। (Vah skool meñ baiṭhā hai) – Он сидит в школе. (Предложный падеж с послелогом «में»)

Сложные конструкции с послелогами

В языке Дхундари встречаются и более сложные конструкции, когда несколько послелогов используются в одном предложении, сочетаясь с различными падежами. Эти конструкции могут выражать более сложные идеи, такие как движение с промежуточными точками или сочетание различных видов отношений.

  • Пример:

    • वह घर से स्कूल तक गया। (Vah ghar se skool tak gayā) – Он пошел от дома до школы.

В таких случаях важно правильно согласовывать падежи и послелоги, чтобы избежать двусмысленности или неправильного понимания.