Построение вопросительных предложений

Вопросительные предложения в языке чхаттисгархи, как и в других индийских языках, имеют несколько особенностей, связанных с интонацией, морфологией и синтаксисом. Вопросительные структуры в чхаттисгархи могут быть простыми или сложными, в зависимости от типа вопроса, который задается.

1. Простые вопросительные предложения

Простые вопросительные предложения, как правило, образуются путем изменения интонации или добавления специальных вопросительных частиц в конец утвердительного предложения.

1.1 Интонационный вопрос В большинстве случаев в чхаттисгархи вопросительные предложения не требуют изменений в структуре слов, за исключением интонации. Например, в утверждении:

  • “तुम स्कूल जाते हो।” (Tum school jaate ho.) — “Ты ходишь в школу.”

Чтобы превратить это предложение в вопрос, достаточно поднять интонацию на последнем слове:

  • “तुम स्कूल जाते हो?” (Tum school jaate ho?) — “Ты ходишь в школу?”

Это явление характерно для языков, где интонация играет важную роль в формировании вопросов.

1.2 Вопросительные частицы В чхаттисгархи для образования вопросов также используется несколько специализированных частиц. Наиболее распространенной является частица “का” (kaa), которая ставится в конце предложения. Например:

  • “तुम स्कूल जाते हो का?” (Tum school jaate ho kaa?) — “Ты ходишь в школу?”
  • “तुम खा रहे हो का?” (Tum khaa rahe ho kaa?) — “Ты ешь?”

Такие вопросы используются для того, чтобы получить подтверждение или опровержение, что аналогично русскому “не так ли?” или “правда ли?”.

2. Вопросительные предложения с вопросительными словами

Когда вопрос касается конкретной информации, вместо изменения интонации или добавления частицы “का” (kaa) используются вопросительные слова, такие как:

  • “क्या” (kya) — что, какой
  • “कहाँ” (kahaan) — где
  • “कौन” (kaun) — кто
  • “कब” (kab) — когда
  • “क्यों” (kyon) — почему

2.1 Использование вопросительных слов

Вопросительное слово обычно ставится в начале предложения, после чего следует основной глагол и другие элементы предложения. Например:

  • “क्या तुम स्कूल जाते हो?” (Kya tum school jaate ho?) — “Ты ходишь в школу?”
  • “कहाँ जा रहे हो?” (Kahaan ja rahe ho?) — “Куда ты идешь?”
  • “कब आओगे?” (Kab aaoge?) — “Когда ты придешь?”
  • “क्यों रो रहे हो?” (Kyon ro rahe ho?) — “Почему ты плачешь?”

2.2 Сложные вопросы с несколькими вопросительными словами Вопросительные предложения могут быть сложными, состоящими из нескольких частей, где каждый элемент будет затрагивать разные аспекты. Например:

  • “तुम स्कूल कहाँ जा रहे हो और क्या तुम मेरे साथ आओगे?” (Tum school kahaan ja rahe ho aur kya tum mere saath aaoge?) — “Куда ты идешь в школу, и пойдешь ли ты со мной?”

Здесь используются два вопросительных слова: “कहाँ” (kahaan) для “где” и “क्या” (kya) для “ли”.

3. Вопросительные предложения с отрицанием

Вопросительные предложения могут также быть построены с отрицанием, что в чхаттисгархи требует использования частицы “नहीं” (nahiin) или “न” (na) в зависимости от контекста.

3.1 Пример с частицей “नहीं”

  • “तुम स्कूल नहीं जा रहे हो का?” (Tum school nahiin ja rahe ho kaa?) — “Ты не идешь в школу?”

3.2 Пример с частицей “न”

  • “तुम स्कूल न जा रहे हो?” (Tum school na ja rahe ho?) — “Ты не идешь в школу?”

В обоих случаях вопросительное слово “का” (kaa) может быть использовано для уточнения типа вопроса. В данном контексте часто используется интонация, чтобы подчеркнуть отрицательную форму.

4. Вопросы с использованием “क्या”

Частица “क्या” (kya) имеет широкое использование в чхаттисгархи. Она может быть использована для указания на общий вопрос, не уточняя, о каком именно аспекте идет речь. В таких случаях “क्या” добавляется в начале предложения, без привязки к конкретному вопросительному слову. Пример:

  • “क्या तुम खाना खा रहे हो?” (Kya tum khaana khaa rahe ho?) — “Ты ешь?”
  • “क्या तुमने मुझे देखा?” (Kya tumne mujhe dekha?) — “Ты меня видел?”

В вопросах с “क्या” часто не требуется дополнительных изменений в структуре предложения, что делает такие вопросы довольно универсальными.

5. Особенности вопросов в разных временах

В чхаттисгархи вопросительные предложения могут быть построены в разных временных аспектах. Это не изменяет основную структуру, однако может потребоваться изменение формы глагола в зависимости от времени, в котором происходит действие.

5.1 Вопросы в настоящем времени

  • “तुम स्कूल जा रहे हो?” (Tum school ja rahe ho?) — “Ты ходишь в школу?”

5.2 Вопросы в прошедшем времени

  • “तुम स्कूल गए थे?” (Tum school gaye the?) — “Ты ходил в школу?”

5.3 Вопросы в будущем времени

  • “तुम स्कूल जाओगे?” (Tum school jaoge?) — “Ты пойдешь в школу?”

Порядок слов остается неизменным, однако изменение формы глагола отражает временной аспект действия.

6. Вопросительные предложения с модальными глаголами

Вопросительные предложения, в которых используются модальные глаголы, также образуются с помощью вопросительных частиц и слов. Пример:

  • “क्या तुम जा सकते हो?” (Kya tum ja sakte ho?) — “Ты можешь пойти?”
  • “क्या तुम आ सकते हो?” (Kya tum aa sakte ho?) — “Ты можешь прийти?”

Здесь “सकते हो” (sakte ho) является модальным глаголом, указывающим на возможность действия.

Заключение

Построение вопросительных предложений в языке чхаттисгархи демонстрирует использование как интонации, так и специфических частиц и вопросительных слов. Чхаттисгархи, как и многие индийские языки, отличается гибкостью в построении вопросов, что позволяет разнообразно выражать запросы информации.