Главные члены предложения: подлежащее

Подлежащее в языке Чхаттисгархи

Подлежащее (व्यक्तिवाचक) является одним из ключевых членов предложения в языке Чхаттисгархи, так как оно обозначает того или то, кто совершает действие или о ком или о чём идет речь. В языке Чхаттисгархи подлежащее может быть выражено как существительным, так и местоимением, при этом оно часто согласуется с глаголом в числе и роде.

Подлежащее в предложении выполняет основную функцию, указывая на того, кто выполняет действие или с кем/чем связано состояние, описываемое глаголом. Оно может быть прямым (непосредственно выполняющим действие) или косвенным (например, в случае выражения состояния или нахождения в определенном месте).

Примеры:

  • राम स्कूल जा रहा है (Rām skūl jā rahā hai) — Рам идет в школу. Здесь राम (Rām) — это подлежащее, указывающее на того, кто выполняет действие (идет).

  • किताब मेज़ पर है (Kitāb mez par hai) — Книга на столе. В этом предложении किताब (kitāb) выступает в роли подлежащего, так как это предмет, о котором идет речь, и который находится в определенном месте.

2. Типы подлежащего

Подлежащее может быть разным по своей форме в зависимости от контекста и того, как оно используется в предложении.

а) Конкретное подлежащее

Конкретное подлежащее в языке Чхаттисгархи обозначает реальных объектов или существ, которые могут быть людьми, животными или вещами. Оно может быть выражено существительным в именительном падеже.

Пример:

  • लड़का स्कूल जा रहा है (Laṛkā skūl jā rahā hai) — Мальчик идет в школу. Здесь लड़का (laṛkā) — это существительное, выражающее конкретного человека, который выполняет действие.

б) Абстрактное подлежащее

Абстрактные подлежащие могут обозначать абстрактные понятия или состояния. Это могут быть слова, выражающие чувства, идеи, эмоции или теоретические концепции.

Пример:

  • सच्चाई हमेशा जीतती है (Sacchāī hameshā jīttī hai) — Правда всегда побеждает. सच्चाई (sacchāī) здесь — абстрактное подлежащее, выражающее концепцию.

в) Коллективное подлежащее

Подлежащее может быть коллективным, если речь идет о группе людей, животных или объектов. В этом случае часто используется множественное число.

Пример:

  • लड़कियाँ खेलने जा रही हैं (Laṛkiyān khelne jā rahī hain) — Девочки идут играть. Здесь लड़कियाँ (laṛkiyān) — множественное число существительного, указывающее на группу людей.

г) Неопределенное подлежащее

Когда подлежащее выражает неопределенные или абстрактные действия или явления, можно использовать неопределённые местоимения или фразы.

Пример:

  • कुछ लोग नहीं आये (Kuch log nahīn āye) — Некоторые люди не пришли. В данном случае कुछ लोग (kuch log) выражает неопределенную группу людей.

3. Согласование подлежащего с глаголом

В языке Чхаттисгархи подлежащее и глагол согласуются по числу и роду, что является одной из особенностей синтаксиса.

а) Согласование по числу

Когда подлежащее в множественном числе, глагол тоже принимают форму множественного числа.

Пример:

  • वे घर जा रहे हैं (Ve ghar jā rahe hain) — Они идут домой. Здесь वे (ve) — множественное число, соответственно глагол जा रहे हैं (jā rahe hain) согласуется с подлежащим в числе.

б) Согласование по роду

Глаголы также согласуются с подлежащим по роду. Если подлежащее мужского рода, глагол будет в форме мужского рода, если женского — в форме женского.

Пример:

  • लड़की स्कूल जा रही है (Laṛkī skūl jā rahī hai) — Девочка идет в школу. Здесь लड़की (laṛkī) — женский род, соответственно глагол जा रही है (jā rahī hai) также в женском роде.

4. Неявное подлежащее

Иногда в языке Чхаттисгархи подлежащее может быть неявным или опущенным, если оно ясно из контекста. Это часто встречается в разговорной речи, где субъект очевиден или подразумевается.

Пример:

  • आया (Āyā) — Пришел. В данном случае подлежащее не выражено, но понятно, что речь идет о человеке или животном, которое пришло, из контекста.

5. Местоимения в роли подлежащего

В языке Чхаттисгархи местоимения также могут быть подлежащими и изменяются по числу и роду в зависимости от контекста.

Примеры:

  • मैं स्कूल जा रहा हूँ (Main skūl jā rahā hūn) — Я иду в школу. Здесь मैं (main) — местоимение в роли подлежащего, согласующееся с глаголом.

  • वह घर जा रही है (Vah ghar jā rahī hai) — Она идет домой. वह (vah) — личное местоимение в роли подлежащего.

6. Позиция подлежащего в предложении

Подлежащее в предложении Чхаттисгархи обычно располагается в начале, перед глаголом, что соответствует типичной структуре SVO (субъект - глагол - объект). Однако в некоторых случаях подлежащее может быть перемещено в конце предложения для акцента или стиля.

Пример:

  • मैं स्कूल जा रहा हूँ (Main skūl jā rahā hūn) — Я иду в школу.
  • स्कूल जा रहा हूँ मैं (Skūl jā rahā hūn main) — В школу иду я. Второй вариант акцентирует внимание на подлежащем.

7. Заключение

Подлежащее в языке Чхаттисгархи играет важную роль в построении предложений и выражении субъектных отношений. Согласование с глаголом по числу и роду, разнообразие форм подлежащего (конкретное, абстрактное, неопределенное) и его позиция в предложении делают синтаксис языка богатым и выразительным.