Активные и пассивные конструкции в языке чхаттисгархи играют важную роль в структуре предложений и выражении действующих и страдательных отношений. В чхаттисгархи как и в других индийских языках, выбор между активной и пассивной формой может изменять фокус действия и субъекта, который выполняет или воспринимает действие.
Активные конструкции в чхаттисгархи строятся с использованием обычного порядка слов: субъект + глагол + объект. В таких предложениях подлежащее выполняет действие, а дополнение или объект получает его. Основная цель активной конструкции — акцент на субъекте и его действии.
Пример активной конструкции:
वह खाना खाता है। (Vah khana khata hai) Он ест еду.
Здесь “वह” (vah — “он”) является субъектом, выполняющим действие “есть” (खाता है, khata hai), а “खाना” (khana — “еда”) является объектом, который подвергается действию.
Синтаксическая структура активных предложений в чхаттисгархи проста и напрямую следует стандартной схеме: Субъект + глагол + объект. Важно, что глагол в активной форме в чхаттисгархи остаётся неизменным в зависимости от рода и числа подлежащего, а также от времени.
Пассивные конструкции в чхаттисгархи используются для того, чтобы поставить акцент не на действующем лице, а на объекте, который подвергается действию. Это позволяет скрыть субъекта или сделать его менее важным в контексте высказывания. Для образования пассивных конструкций используется определённая форма глагола, которая формирует страдательный залог.
В отличие от активных предложений, где субъект выполняет действие, в пассивных предложениях субъект становится получателем действия, а актёр действия либо не указывается, либо выражается с помощью предлога “द्वारा” (dvara — “посредством”).
खाना खाया जाता है। (Khana khaya jata hai) Еда едена.
Здесь “खाना” (khana — “еда”) становится подлежащим, а “खाया जाता है” (khaya jata hai — “едена”) показывает, что действие выполняется над объектом, но не уточняется, кто его выполняет. В данном случае субъект (кто ест) не упоминается, что характерно для пассивных предложений.
Для образования пассивных конструкций в чхаттисгархи используется форма глагола в сочетании с вспомогательным глаголом “जाना” (jana — “идти”). Это помогает преобразовать активную конструкцию в пассивную, где основной акцент на объекте действия.
Пример:
В пассивной конструкции субъект действия (в данном случае “он”) исчезает, а объект (книга) становится главным элементом предложения.
Активные и пассивные конструкции могут быть различимы не только по синтаксической структуре, но и по ролевым функциям участников действия. В активных предложениях акцент на выполняющем действие субъекте, в пассивных — на получателе действия.
В активной конструкции “वह” (он) является субъектом, а в пассивной “चित्र” (картина) становится подлежащим. Глагольная форма меняется, и теперь действие сосредоточено на картине, а не на человеке, который её рисует.
Официальный и формальный стиль: Пассивные конструкции часто используются в официальных документах, научных статьях или газетных статьях, где важен сам процесс действия, а не тот, кто его выполняет.
Ежедневная речь: В повседневной разговорной речи активные конструкции встречаются чаще, так как они выражают более прямое и естественное взаимодействие между субъектом и объектом.
Подчеркивание важности объекта: Пассивные формы особенно полезны, когда объект действия более значим или важен, чем субъект.
Активная конструкция:
Пассивная конструкция:
Здесь акцент на подарке, а не на том, кто его даёт.
Таким образом, выбор между активной и пассивной конструкцией в чхаттисгархи зависит от того, какие элементы предложения нужно выделить: субъект, выполняющий действие, или объект, который подвергается действию. Пассивные конструкции помогают сделать акцент на объекте действия и часто используются в контекстах, где важно подчеркнуть сам процесс, а не его исполнителя.