Вопросительные местоимения — важная категория слов, служащих для построения вопросов и выражения интереса к определённой информации. В бирманском языке они играют ключевую роль в формировании вопросов, позволяя уточнять различные компоненты предложения: субъект, объект, время, причину и др. Особенность бирманской грамматики — отсутствие прямого изменения формы слова при переходе от утвердительного предложения к вопросительному, вместо этого используются специальные вопросительные частицы и местоимения.
Русский эквивалент | Бирманское местоимение | Транскрипция | Значение и использование |
---|---|---|---|
Кто | ဘယ်သူ | beh thu | Используется для обозначения лица или субъекта действия. |
Что | ဘာ | ba | Вопрос о предмете, явлении, объекте. |
Где | ဘယ်မှာ | beh hma | Указывает на место действия или нахождения. |
Когда | ဘယ်တော့ | beh dau | Спрашивает о времени события. |
Почему | ဘာကြောင့် | ba kyoun | Уточняет причину или мотив действия. |
Как | ဘယ်လို | beh lo | Запрашивает способ или манеру действия. |
Сколько | ဘယ်နှစ် | beh hnint | Спрашивает о количестве, числе. |
Чей | ဘယ်သူ့ | beh thu | Указывает на принадлежность. |
Позиция в предложении Вопросительные местоимения обычно ставятся на месте того слова, на которое они указывают, то есть замещают интересующую информацию. В бирманском языке структура предложения сохраняется, меняется лишь смысл благодаря вопросительному слову и часто вопросительной частице в конце.
Вопросительные частицы Для выражения вопроса в бирманском языке часто используется частица လား (la), которая ставится в конце предложения. В сочетании с вопросительными местоимениями она придаёт высказыванию форму вопроса.
Пример:
သင်ဘယ်သူလဲ။ Thing beh thu lae? — Кто ты?
ဒီစာအုပ်ဘာလဲ။ Di sa up ba lae? — Что это за книга?
1. ဘယ်သူ (beh thu) — Кто Используется для уточнения личности или субъекта действия. Может употребляться как в отношении людей, так и в контексте персонификации.
Примеры:
သူ ဘယ်သူလဲ။ Thu beh thu lae? — Кто он?
မင်းဘယ်သူနဲ့ တွေ့ချင်လဲ။ Min beh thu ne twe chin lae? — С кем ты хочешь встретиться?
2. ဘာ (ba) — Что Вопрос о предмете, содержании или сути.
Примеры:
ဒီအရာဘာလဲ။ Di a-ya ba lae? — Что это?
သင်ဘာလုပ်နေပါသလဲ။ Thing ba loke nay pa lae? — Что ты делаешь?
3. ဘယ်မှာ (beh hma) — Где Запрашивает информацию о месте.
Примеры:
မင်းဘယ်မှာရှိလဲ။ Min beh hma shi lae? — Где ты?
ကျောင်းဘယ်မှာလဲ။ Kyaung beh hma lae? — Где школа?
4. ဘယ်တော့ (beh dau) — Когда Указывает на время.
Примеры:
မင်းဘယ်တော့လာမလဲ။ Min beh dau la ma lae? — Когда ты придёшь?
စတင်ချိန်ဘယ်တော့လဲ။ Sa tin chain beh dau lae? — Когда начинается?
5. ဘာကြောင့် (ba kyoun) — Почему Используется для выяснения причины или мотива.
Примеры:
မင်းဘာကြောင့်နောက်ကျလဲ။ Min ba kyoun nauk kya lae? — Почему ты опоздал?
သူဘာကြောင့်စိတ်မရှိလဲ။ Thu ba kyoun sait ma shi lae? — Почему он расстроен?
6. ဘယ်လို (beh lo) — Как Уточняет способ действия, метод.
Примеры:
ဒီအလုပ်ကိုဘယ်လိုလုပ်မလဲ။ Di a-lote ko beh lo loke ma lae? — Как сделать эту работу?
မင်းဘာဘယ်လိုသင်ယူလဲ။ Min ba beh lo thin yu lae? — Как ты учишься?
7. ဘယ်နှစ် (beh hnint) — Сколько Спрашивает о количестве или числах.
Примеры:
မင်းမှာကလေးဘယ်နှစ်ယောက်လဲ။ Min hma ka-lay beh hnint yauk lae? — Сколько у тебя детей?
ဒီစာအုပ်ဘယ်နှစ်ကပြန်လဲ။ Di sa up beh hnint ka pyan lae? — За сколько лет издана эта книга?
8. ဘယ်သူ့ (beh thu) — Чей Обозначает принадлежность.
Примеры:
ဒီအိတ်ဘယ်သူ့လဲ။ Di ait beh thu lae? — Чья это сумка?
မင်းဘယ်သူ့အိမ်မှာနေသလဲ။ Min beh thu ein hma nay tha lae? — В чьём доме ты живёшь?
Бирманский язык богат на уровни вежливости, которые выражаются не только местоимениями и частицами, но и интонацией. Вопросы с вопросительными местоимениями обычно сопровождаются более мягкой или вежливой интонацией, а в официальной речи могут использоваться дополнительные частицы уважения.
Таким образом, вопросительные местоимения в бирманском языке — это набор ключевых слов, с помощью которых формируются вопросы, направленные на уточнение различных аспектов сообщения: субъект, объект, причина, время, количество и др. Их правильное употребление и сочетание с вопросительными частицами позволяет точно и грамотно строить вопросительные предложения, делая речь более выразительной и понятной.