В бходжпури, как и в других индоарийских языках, существует правило согласования подлежащего и сказуемого, которое регулирует согласование по числу и роду. Однако это согласование имеет свои особенности, которые отличают бходжпури от других языков этой группы.
Согласование в бходжпури осуществляется между подлежащим и сказуемым по числу, а также по роду в некоторых случаях. Это значит, что форма глагола должна изменяться в зависимости от числа (единственное или множественное) и рода (мужской или женский) подлежащего.
Число:
Род:
Согласование глагола с подлежащим в бходжпури, как правило, происходит по числу. То есть, если подлежащее стоит в единственном числе, то и глагол будет в форме единственного числа. В случае множества подлежащих, глагол принимает форму множественного числа.
Пример 1: Единственное число
उहाँ खा रहल बा। (Uhān khā rahal bā.) — Он/она ест.
Пример 2: Множественное число
उहाँ लोग खा रहल बाड़न। (Uhān log khā rahal bāṛan.) — Они едят.
В бходжпури согласование глагола с подлежащим по роду происходит, как правило, в прошедшем времени. В других временных формах (настоящем и будущем времени) род подлежащего на согласование глагола не влияет.
Пример 1: Мужской род
वह घर गइल। (Vah ghar gail.) — Он пошел домой.
Пример 2: Женский род
वह स्कूल गइल। (Vah skūl gail.) — Она пошла в школу.
Глагол “होना” (hona): Глагол “होना” (быть) не меняет свою форму по числу или роду, и остаётся в той же форме в любых контекстах. Например:
Сложные подлежащие: Когда подлежащее состоит из нескольких элементов, согласование происходит с ближайшим словом. Например:
रमेश और सुमन खा रहल बा। (Ramesh aur Suman khā rahal bā.) — Рамеш и Суман едят.
Согласование с глаголами состояния: В предложениях с глаголами состояния (например, “быть” в форме “बा”) согласование происходит по числу и роду подлежащего. Например:
В разных диалектах бходжпури могут быть некоторые различия в том, как происходит согласование. Например, в некоторых регионах может наблюдаться более частое использование формы глагола в зависимости от рода, в то время как в других диалектах такие формы могут быть опущены или унифицированы.
Подлежащее в единственном числе, глагол в единственном числе:
Подлежащее в множественном числе, глагол в множественном числе:
Таким образом, основные принципы согласования подлежащего и сказуемого в бходжпури заключаются в том, что глагол меняется в зависимости от числа подлежащего, а также, в некоторых случаях, от рода.