Бходжпури, один из новоиндоарийских языков, исторически использует несколько систем письма. Наиболее традиционной является деванагари, но в различных историко-культурных контекстах также применялась каитхи — письменность, распространённая в Бихаре и Уттар-Прадеше до начала XX века.
Деванагари — основная и официально признанная система письма для бходжпури. Это абугида, где каждая согласная содержит встроенный гласный звук [a], который можно модифицировать с помощью диакритических знаков. Деванагари хорошо приспособлена для передачи фонологической системы бходжпури, включая как основные фонемы, так и их аллофонические варианты.
Примеры:
Каитхи была широко использована в административной и юридической документации до британского колониального вмешательства, после чего её использование сократилось. Несмотря на то, что она сейчас практически вышла из употребления, знание этой письменности важно для исследования исторических текстов на бходжпури.
Каитхи имела менее жёсткие орфографические правила по сравнению с деванагари и отличалась большим разнообразием локальных почерков. Особенностью каитхи является её близость к повседневной речи, за счёт чего она передаёт большее количество фонетических нюансов.
Для научных и дидактических целей часто используется транслитерация бходжпури на латиницу, основанная на международных лингвистических стандартах (например, IAST или ISO 15919). Это позволяет более точно фиксировать особенности произношения и фонологической структуры языка.
Пример латинизированной записи:
Важно различать транслитерацию и транскрипцию:
Используемые символы:
Деванагари | Латиница (IAST) | Пример |
---|---|---|
अ | a | ram – राम |
आ | ā | bār – बार |
इ | i | mit – मित |
ई | ī | bhī – भी |
उ | u | pur – पुर |
ऊ | ū | bhūl – भूल |
ए | e | mek – मॆक |
ऐ | ai | bail – बैल |
ओ | o | ghor – घोर |
औ | au | gaur – गौर |
Согласные:
Деванагари | Латиница | Пример |
---|---|---|
क | k | ka – क |
ख | kh | khar – खर |
ग | g | ghar – घर |
घ | gh | ghāt – घाट |
च | c | camak – चमक |
छ | ch | chār – चार |
ज | j | jal – जल |
झ | jh | jhāṛ – झाड़ |
ट | ṭ | ṭāl – टाल |
ठ | ṭh | ṭhākur – ठाकुर |
ड | ḍ | ḍāk – डाक |
ढ | ḍh | ḍhak – ढक |
त | t | tal – तल |
थ | th | thāp – थाप |
द | d | dal – दल |
ध | dh | dhar – धर |
न | n | nār – नार |
प | p | pāni – पानी |
फ | ph | phir – फिर |
ब | b | bāt – बात |
भ | bh | bhāṣa – भाषा |
म | m | man – मन |
य | y | yātrā – यात्रा |
र | r | rāt – रात |
ल | l | lok – लोक |
व | v | vākya – वाक्य |
श, ष, स | ś / ṣ / s | sangīt – संगीत |
ह | h | ham – हम |
Диакритические знаки играют ключевую роль в точной передаче произношения, особенно в академических работах.
Одной из главных трудностей при передаче бходжпури на латиницу является фонетическая изменчивость языка: из-за множества региональных диалектов одни и те же слова могут произноситься по-разному. Это особенно актуально для носовых гласных, ретрофлексных согласных и кластеров согласных с аспирацией.
Пример:
Также распространены гиперкоррекции в письменной речи, особенно среди билингвальных носителей хинди и бходжпури, когда слова адаптируются под нормы хинди, что искажает исконное бходжпурское произношение и написание.
Современные тексты на бходжпури чаще всего публикуются с использованием деванагари, особенно в социальных сетях, блогах и новостных порталах. Однако латиница получает всё большее распространение в неформальной коммуникации, особенно в чатах и сообщениях. Появились даже автоматические транслитераторы, преобразующие текст из латиницы в деванагари и обратно.
Это привело к формированию своеобразной «гибридной орфографии», в которой часть слов записывается с орфографией, приближённой к хинди, а часть — в соответствии с фонетикой бходжпури. Такой подход может быть полезен в педагогике, но требует стандартизации при составлении грамматических пособий и словарей.
Несмотря на использование деванагари, строгих орфографических норм для бходжпури не выработано. Существует высокая степень вариативности написания, особенно в передаче долгих и кратких гласных, носовых звуков, а также в использовании ретрофлексных согласных. Это объясняется тем, что бходжпури долгое время оставался преимущественно устной формой коммуникации, и стандартизация письменной формы началась лишь в XX веке.
Пример вариативности: