Глагол

Глагол в белорусском языке

Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие, состояние или процесс и отвечает на вопросы што рабіць? (что делать?), што зрабіць? (что сделать?), што робіць? (что делает?), што зробіць? (что сделает?) и др. Глагол в белорусском языке обладает богатой системой форм, выражающих грамматические категории времени, лица, числа, рода, вида, залога и наклонения.


1. Вид (від)

Глаголы белорусского языка делятся на:

  • Совершенного вида (скончаны від): обозначают завершённое действие. Отвечают на вопрос што зрабіць? Примеры: прачитаць, зрабіць, пайсці.

  • Несовершенного вида (нескончаны від): обозначают действие как процесс. Отвечают на вопрос што рабіць? Примеры: чытаць, рабіць, ісці.

Многие глаголы образуют пары вида:

  • пісацьнаписаць
  • брацьузяць

Однако существуют одновидовые глаголы, которые не образуют пары:

  • несовершенные: існаваць, належаць
  • совершенные: прымерзнуць, упасці

2. Наклонение (спосаб дзеяння)

  • Изъявительное (паводле спосабу): передаёт реальное действие. Пример: я пішу, ён прыйшоў.

  • Повелительное (загадны): выражает приказ, просьбу или побуждение к действию. Примеры: чытай, рабі, іды.

  • Условное (умоўны): выражает действие, возможное при определённых условиях. Образуется с частицей бы/б. Пример: калі б я ведаў, яна б прыйшла.


3. Время (час)

Белорусский глагол имеет три времени:

  • Настоящее (сапраўдны час): только у глаголов несовершенного вида. Пример: я пішу, ты чытаеш.

  • Прошедшее (мінулы час): у глаголов обоих видов. Согласуется в роде и числе. Примеры: ён пісаў, яна рабіла, яны прыйшлі.

  • Будущее (будучы час):

    • Простое: у глаголов совершенного вида (я прачытаю).
    • Сложное: у глаголов несовершенного вида с глаголом быць в форме настоящего времени (я буду чытаць).

4. Лицо и число (асоба і лік)

Глаголы в изъявительном и повелительном наклонениях изменяются по лицам (1-е, 2-е, 3-е) и числам (единственное и множественное).

Настоящее и будущее время:

Лицо Адказ на пытанне Приклад (глагол чытаць)
1-е ед. што я раблю? я чытаю
2-е ед. што ты робіш? ты чытаеш
3-е ед. што ён/яна робіць? ён чытае
1-е мн. што мы робім? мы чытаем
2-е мн. што вы робіце? вы чытаеце
3-е мн. што яны робяць? яны чытаюць

5. Род (род)

Род различается только в форме прошедшего времени в единственном числе.

Пример (глагол чытаць):

  • мужчынскі род: ён чытаў
  • жаночы род: яна чытала
  • ніякі род: яно чытала

Формы глагола

1. Инфинитив (неазначальная форма)

Отвечает на вопрос што рабіць? или што зрабіць? Оканчание: -ць, -ці, -чы.

Примеры:

  • чытаць, будаваць, вучыцца, несці, сысці.

2. Причастие (дзеепрыметнік)

Словоформа, обозначающая признак по действию. Имеет категории вида, времени, залога, рода, числа.

Действительные и страдательные:

  • чытаючы (действительное, несовершенный вид)
  • прачытаны (страдательное, совершенный вид)

Причастия склоняются как прилагательные и согласуются с определяемым словом.


3. Деепричастие (дзеяслоўны прыслоўе)

Неизменяемая форма, обозначающая добавочное действие. Отвечает на вопрос што робячы?, што зрабіўшы?

  • несовершенный вид: чытаючы, бягучы
  • совершенный вид: прачытайшы, зрабіўшы

Переходность глагола (пераходнасць)

Глаголы бывают:

  • Переходные (пераходныя): требуют прямого дополнения в Винительном падеже без предлога. Пример: чытаць кнігу, піць ваду.

  • Непереходные (непераходныя): не требуют прямого дополнения. Пример: ісці, спаць, размаўляць.


Залог (стан)

  • Действительный (дзейсны стан): субъект сам выполняет действие. Пример: дзяўчына піша ліст.

  • Страдательный (цярплівы стан): действие совершается над субъектом. Пример: ліст напісаны дзяўчынай.


Спряжение глаголов (спражэнне)

Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по спряжениям. В белорусском языке выделяют два спряжения.

1-е спряжение – основа на согласный или -е, -я в инфинитиве. Примеры: чытаць, пісаць, рабіць. Окончания: , -еш, , -ем, -еце, -уць / -юць.

2-е спряжение – основа на -і, -ы. Примеры: любіць, ненавідзець. Окончания: , -іш, -іць, -ім, -іце, -яць / -аць.


Возвратные глаголы (зваротныя дзеясловы)

Имеют постфикс -ся или (после гласной). Обозначают действие, направленное на субъекта.

Примеры: мыцца, смеяцца, адпачываць.


Частица «не» с глаголами

  • С отдельным написанием: не рабіць, не спаць, не чуць.
  • Слитно – редко, в отдельных случаях, чаще в составе устойчивых выражений или с деепричастиями: няспынна, негледзячы на.

Частоупотребительные глаголы и их особенности

Некоторые глаголы часто употребляются в разговорной и письменной речи, но имеют особенности в спряжении или в образовании форм:

  • ісці – пайсці: глагол движения, в будущем времени – пойду, пойдзеш.
  • быць: во множестве конструкций, в настоящем времени часто опускается. Пример: я студэнт вместо я ёсць студэнт.
  • мехаць – паехаць: образуют глагольную пару вида.
  • вучыцца: возвратный, с значением “учиться”.

Глаголы с приставками

Многие глаголы образуются путём добавления приставки, что меняет значение и вид глагола.

  • пісацьнаписаць, перапісаць, падпісаць.
  • ісціуйсці, прыйсці, зайсці, падысці.

От глаголов с приставками чаще всего образуются глаголы совершенного вида.


Белорусский глагол — это динамичная, выразительная и многообразная часть речи. Его формы и конструкции позволяют точно передавать смысл действия, его продолжительность, завершённость, отношение к субъекту и объекту. Глубокое понимание грамматических особенностей глагола — ключ к правильному владению белорусской речью.