Глагол в белорусском языке
Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие, состояние или процесс и отвечает на вопросы што рабіць? (что делать?), што зрабіць? (что сделать?), што робіць? (что делает?), што зробіць? (что сделает?) и др. Глагол в белорусском языке обладает богатой системой форм, выражающих грамматические категории времени, лица, числа, рода, вида, залога и наклонения.
Глаголы белорусского языка делятся на:
Совершенного вида (скончаны від): обозначают завершённое действие. Отвечают на вопрос што зрабіць? Примеры: прачитаць, зрабіць, пайсці.
Несовершенного вида (нескончаны від): обозначают действие как процесс. Отвечают на вопрос што рабіць? Примеры: чытаць, рабіць, ісці.
Многие глаголы образуют пары вида:
Однако существуют одновидовые глаголы, которые не образуют пары:
Изъявительное (паводле спосабу): передаёт реальное действие. Пример: я пішу, ён прыйшоў.
Повелительное (загадны): выражает приказ, просьбу или побуждение к действию. Примеры: чытай, рабі, іды.
Условное (умоўны): выражает действие, возможное при определённых условиях. Образуется с частицей бы/б. Пример: калі б я ведаў, яна б прыйшла.
Белорусский глагол имеет три времени:
Настоящее (сапраўдны час): только у глаголов несовершенного вида. Пример: я пішу, ты чытаеш.
Прошедшее (мінулы час): у глаголов обоих видов. Согласуется в роде и числе. Примеры: ён пісаў, яна рабіла, яны прыйшлі.
Будущее (будучы час):
Глаголы в изъявительном и повелительном наклонениях изменяются по лицам (1-е, 2-е, 3-е) и числам (единственное и множественное).
Настоящее и будущее время:
Лицо | Адказ на пытанне | Приклад (глагол чытаць) |
---|---|---|
1-е ед. | што я раблю? | я чытаю |
2-е ед. | што ты робіш? | ты чытаеш |
3-е ед. | што ён/яна робіць? | ён чытае |
1-е мн. | што мы робім? | мы чытаем |
2-е мн. | што вы робіце? | вы чытаеце |
3-е мн. | што яны робяць? | яны чытаюць |
Род различается только в форме прошедшего времени в единственном числе.
Пример (глагол чытаць):
Отвечает на вопрос што рабіць? или што зрабіць? Оканчание: -ць, -ці, -чы.
Примеры:
Словоформа, обозначающая признак по действию. Имеет категории вида, времени, залога, рода, числа.
Действительные и страдательные:
Причастия склоняются как прилагательные и согласуются с определяемым словом.
Неизменяемая форма, обозначающая добавочное действие. Отвечает на вопрос што робячы?, што зрабіўшы?
Глаголы бывают:
Переходные (пераходныя): требуют прямого дополнения в Винительном падеже без предлога. Пример: чытаць кнігу, піць ваду.
Непереходные (непераходныя): не требуют прямого дополнения. Пример: ісці, спаць, размаўляць.
Действительный (дзейсны стан): субъект сам выполняет действие. Пример: дзяўчына піша ліст.
Страдательный (цярплівы стан): действие совершается над субъектом. Пример: ліст напісаны дзяўчынай.
Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по спряжениям. В белорусском языке выделяют два спряжения.
1-е спряжение – основа на согласный или -е, -я в инфинитиве. Примеры: чытаць, пісаць, рабіць. Окончания: -у, -еш, -е, -ем, -еце, -уць / -юць.
2-е спряжение – основа на -і, -ы. Примеры: любіць, ненавідзець. Окончания: -у, -іш, -іць, -ім, -іце, -яць / -аць.
Имеют постфикс -ся или -с (после гласной). Обозначают действие, направленное на субъекта.
Примеры: мыцца, смеяцца, адпачываць.
Некоторые глаголы часто употребляются в разговорной и письменной речи, но имеют особенности в спряжении или в образовании форм:
Многие глаголы образуются путём добавления приставки, что меняет значение и вид глагола.
От глаголов с приставками чаще всего образуются глаголы совершенного вида.
Белорусский глагол — это динамичная, выразительная и многообразная часть речи. Его формы и конструкции позволяют точно передавать смысл действия, его продолжительность, завершённость, отношение к субъекту и объекту. Глубокое понимание грамматических особенностей глагола — ключ к правильному владению белорусской речью.