Дополнение

Дополнение в белорусском языке


Понятие дополнения

Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет или лицо, по отношению к которому совершается действие, выраженное сказуемым. Оно отвечает на вопросы косвенных падежей (кроме родительного и творительного в некоторых случаях), таких как: кого? что? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём? и др.

В белорусском языке дополнение может выражаться существительным, местоимением, числительным, а также словосочетаниями и придаточными предложениями. Основная функция дополнения — обозначить объект действия, его адресата или получателя.


  1. Прямое дополнение

Прямое дополнение обозначает непосредственный объект действия и чаще всего стоит в винительном падеже (кога? што?). Например:

  • Я бачу кнігу.
  • Мы чытаем газету.

Иногда прямое дополнение может стоять в родительном падеже, выражая отрицание или частичность действия:

  • Я не бачу кнігі.
  • У мяне няма грошай.
  1. Косвенное дополнение

Косвенное дополнение указывает на косвенный объект, которому направлено действие, и выражается дательным, творительным, предложным падежами.

  • Дательный падеж (каму? чаму?): — Я даю сябру падарунак.
  • Творительный падеж (кім? чым?): — Я пішу ручкай.
  • Предложный падеж (аб ком? аб чым?): — Мы гаворым аб кнізе.

Падежи дополнения в белорусском языке

Падеж Вопросы Пример
Винительный Кога? Што? Я бачу дзяўчыну.
Родительный Кога? Чога? Я не бачу брата.
Дательный Каму? Чаму? Я даю сябру кнігу.
Творительный Кім? Чым? Ён піша ручкай.
Предложный Аб ком? Аб чым? Мы думаем аб экзамене.

Управление дополнением

Управление — это грамматическая связь, при которой глагол требует определённого падежа дополнения. В белорусском языке глаголы управляют падежом дополнения в зависимости от значения.

  • Глаголы с прямым дополнением в винительном падеже: чытаць (чытаць кнігу), любіць (любіць музыкі).
  • Глаголы с дополнением в дательном падеже: даваць (даваць сябру падарунак), дапамагаць (дапамагаць маме).
  • Глаголы с дополнением в творительном падеже: пісаць (пісаць ручкай), зацікаўлены (быць зацікаўлены ў вучобе).
  • Глаголы с дополнением в предложном падеже обычно используются с предлогами: думаць аб (думаць аб працы), размаўляць пра (размаўляць пра кнігу).

Особенности дополнения

  • Двойное дополнение — когда в предложении присутствует и прямое, и косвенное дополнение одновременно. Например: — Маці дала дзяўчынцы (дательный) яблык (винительный).

  • Дополнение с предлогом — часто дополнение выражается существительным с предлогом, который зависит от глагола или прилагательного: — Падчас працы ён думае аб выніках.

  • Опущенное дополнение — в разговорной речи или контексте дополнение может опускаться, если оно понятно из ситуации: — Я чытаю. (имеется в виду книгу, журнал и т.п.)


Место дополнения в предложении

В белорусском языке дополнение обычно стоит после сказуемого, но допускается вариативность порядка слов в зависимости от стилистики и акцентов:

  • Я пішу ліст.
  • Ліст я пішу.
  • Я ліст пішу.

Местоимения-дополнения

Местоимения, выполняющие функцию дополнения, изменяются по падежам и согласуются с глаголом по числу и лицу:

Лицо и число Именительный Винительный Дательный Творительный Предложный
1 лицо ед.ч. я мяне мне мной мне
2 лицо ед.ч. ты цябе табе табой табе
3 лицо ед.ч. ён/яна/яно яго/яе/яго яму/яй/яму ім/ёй/ім ім/ёй/ім

Дополнение в сложных синтаксических конструкциях

  • В придаточных предложениях дополнение может выражаться целым придаточным: — Я ведаю, што ён любіць чытаць кнігі.
  • При однородных дополнениях они соединяются союзами: — Я купіў яблык і грушы.

Практические рекомендации по использованию дополнения

  • Всегда обращайте внимание на управление глагола — какой падеж требует дополнение.
  • При отрицании прямое дополнение часто ставится в родительном падеже.
  • В речи важно согласование дополнения с глаголом по числу и лицу.
  • Для усиления выразительности можно менять порядок слов с дополнением.

Дополнение — важнейший элемент предложения, который раскрывает объект действия и уточняет его значение. Владение правилами управления и правильного употребления дополнения существенно повышает грамотность и выразительность речи на белорусском языке.