Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения в башкирском языке

В башкирском языке, как и в других агглютинативных тюркских языках, структура предложения чётко подчинена грамматическим законам, где каждое слово занимает строго определённое место в синтаксической системе. Второстепенные члены предложения играют важную роль в передаче дополнительных смысловых оттенков, уточнений, характеристик и обстоятельств действия или состояния. К ним относятся дополнение, определение и обстоятельство.


Дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, или с которым связано действие. В башкирском языке различают прямое и косвенное дополнения.

Прямое дополнение (тура өҫтәлмә)

Оно выражается существительным или местоимением в винительном падеже и обычно отвечает на вопросы кемде? нимә?

Примеры:

  • Мин китапты уҡыйым. – Я читаю книгу.
  • Уҡытыусы уҡыусыны маҡтаны. – Учитель похвалил ученика.

В прямом дополнении используется определённая форма винительного падежа, которая оформляется аффиксом -ны/-не, -н. Отсутствие этих окончаний может указывать на неопределённость объекта.

Косвенное дополнение (туранан-тура булмаған өҫтәлмә)

Косвенное дополнение выражается формами дательного, местного, исходного или творительного падежей и отвечает на вопросы: кемгә? нимәгә? кемдә? нимәлә? кемдән? нимәнән? кем менән? нимә менән?

Примеры:

  • Ул әсәһенә хат яҙҙы. – Он написал письмо матери.
  • Уҡыусы мәктәптән ҡайтты. – Ученик вернулся из школы.
  • Мин дуҫым менән барҙым. – Я пошёл с другом.

Косвенные дополнения часто тесно связаны с глаголом и уточняют, например, адресата действия, источник или средство его совершения.


Определение (Асыҡлау)

Определение уточняет и характеризует предмет по признакам – количественным, качественным, принадлежностным и другим. В башкирском языке определения, как правило, предшествуют определяемому слову и согласуются с ним в падеже и числе (если выражены прилагательными или причастиями).

Виды определений:

1. Согласованные (килешле асыҡлаусы)

Согласуются с определяемым словом. Обычно выражены прилагательными, причастиями, числительными, указательными и притяжательными местоимениями.

Примеры:

  • матур ҡыҙ – красивая девушка
  • ун китап – десять книг
  • киләсәк уҡытыусы – будущий учитель
  • уның машинаһы – его машина
2. Несогласованные (килешһеҙ асыҡлаусы)

Не согласуются с определяемым словом. Чаще всего выражаются существительными в родительном падеже или послеложными конструкциями.

Примеры:

  • мәктәп уҡыусыһы – ученик школы
  • дуҫтар араһында кеше – человек среди друзей
  • эш буйынса таныш – знакомый по работе

Такой тип определения характерен для изафетных конструкций (изафет I и II типов), где отношение между определяющим и определяемым оформляется с помощью притяжательных и родительных форм.


Обстоятельство (Өҫтәмә хәл)

Обстоятельство обозначает различные обстоятельства действия: место, время, причину, цель, образ действия и степень. Оно может быть выражено существительными в различных падежах, наречиями, деепричастиями, числительными и даже целыми конструкциями.

Классификация обстоятельств:

1. Обстоятельство места (урыны)

Отвечает на вопросы ҡайҙа? ҡайҙан? ҡайҙа тиклем?

Примеры:

  • Ул ауылда йәшәй. – Он живёт в деревне.
  • Улар ҡалаға киттеләр. – Они уехали в город.
2. Обстоятельство времени (ваҡыты)

Отвечает на вопросы ҡасан? ҡасанға тиклем? күпме ваҡытҡа?

Примеры:

  • Бөгөн иртә менән килде. – Сегодня рано утром пришёл.
  • Бер сәғәттән һуң ҡайтырмын. – Вернусь через час.
3. Обстоятельство причины (сәбәбе)

Отвечает на вопрос нисек сәбәпле? нимә өсөн?

Примеры:

  • Ауырыу сәбәпле ул килмәне. – Из-за болезни он не пришёл.
  • Ҡаты ямғыр арҡаһында туҡталдылар. – Из-за сильного дождя остановились.
4. Обстоятельство цели (маҡсаты)

Отвечает на вопрос нимә өсөн? ниндәй маҡсат менән?

Примеры:

  • Белем алыу өсөн килдем. – Пришёл за знаниями.
  • Йүнәтеү өсөн оҫтаханаға илттеләр. – Отвезли в мастерскую для ремонта.
5. Обстоятельство образа действия (нисек?)

Выражает, как совершается действие. Часто выражается наречиями, деепричастиями или творительным падежом.

Примеры:

  • Ул тиҙ генә йүгерҙе. – Он быстро пробежал.
  • Йоҡлап китте. – Заснул (буквально: “засыпая ушёл”).
6. Обстоятельство степени и меры (үлсәме, кимәле)

Отвечает на вопросы ниндәй кимәлдә? ниндәй күләмдә?

Примеры:

  • Бик оҙаҡ көттөк. – Ждали очень долго.
  • Ул аҙ ғына һөйләне. – Он говорил немного.

Порядок слов и роль второстепенных членов

В башкирском языке порядок слов подчинён логике SOV (подлежащее – дополнение – сказуемое), однако второстепенные члены могут располагаться в предложении гибко, в зависимости от актуального членения (темы и ремы) и интонации.

Пример:

  • Мин китапты китапхананан алдым. – Я взял книгу из библиотеки. Здесь: мин – подлежащее, китапты – прямое дополнение, китапхананан – обстоятельство места, алдым – сказуемое.

Закономерности оформления второстепенных членов

  1. Все второстепенные члены в башкирском языке чётко маркируются с помощью падежей, послелогов, аффиксов.
  2. Порядок слов важен, но не строг – изменения допускаются для усиления выразительности, акцента на определённой части высказывания.
  3. Агглютинация как основная морфологическая особенность позволяет легко оформлять второстепенные члены и комбинировать их в сложные синтаксические структуры.
  4. Согласование между определениями и определяемыми словами играет важную синтаксическую роль.

Знание структуры второстепенных членов предложения позволяет правильно понимать синтаксис башкирского языка и строить грамматически верные, выразительные фразы как в разговорной, так и в письменной речи.