Вспомогательные глаголы в башкирском языке
Вспомогательные глаголы в башкирском языке играют важную роль в формировании сложных глагольных конструкций, выражении различных видов, времен, модальностей и аспектов действия. Они объединяются с основными (лексическими) глаголами и выполняют служебную функцию, участвуя в передаче грамматических значений, не меняя при этом основного лексического содержания высказывания.
В башкирском языке насчитывается ограниченное количество вспомогательных глаголов. Чаще всего употребляются следующие:
Каждый из этих глаголов в сочетании с лексическим глаголом может выражать определенные нюансы действия: его аспектуальность (начало, продолжительность, завершенность), модальность, вежливость или обобщенность.
Синтаксически конструкция с вспомогательным глаголом строится по следующей модели:
[Основной глагол в форме деепричастия или причастия] + [вспомогательный глагол в личной форме]
Примеры:
Башкирский язык не имеет грамматической категории вида в традиционном понимании (как, например, в русском языке: совершенный/несовершенный вид), однако с помощью вспомогательных глаголов передаются различные аспектуальные значения — начало, продолжение, завершенность, регулярность действия.
Выражается с помощью глаголов:
башла — «начать» Пример: эшләргә башланы — «начал работать»
кереш — «взялся, приступил» Пример: яҙырға кереште — «взялся писать»
Чаще всего используются вспомогательные глаголы:
тор — «продолжать» Пример: уйнарға торҙо — «продолжал играть»
ултыр, ятыр — выражают устойчивое, длительное состояние Пример: яҙып ултыра — «сидит и пишет» уҡып ята — «лежит и читает»
Выражается с помощью:
ҡуй — «поставить, завершить» Пример: эшләп ҡуйҙы — «выполнил работу (завершенно)»
бир — «дать» Пример: яҙып бирҙе — «написал и отдал», оттенок завершенности с акцентом на передачу результата
алып ҡуй — сочетание «взять и оставить» — передаёт значение полного завершения Пример: эшләп алып ҡуйҙы — «сделал и отложил (дело завершено)»
Глагол кил в вспомогательной функции может указывать на повторяющееся или привычное действие:
Пример: йыш һөйләп килде — «он часто рассказывал (и продолжает это делать)»
Модальные значения, такие как необходимость, возможность, предположение, также передаются через вспомогательные глаголы:
тей — «следует, приходится» Пример: эшләргә тейә — «нужно работать»
ти — «говорят, якобы» (со значением косвенной речи или предположения) Пример: ул ҡайтырға ти — «говорят, он вернётся»
В башкирском языке используются вспомогательные глаголы и в составе вежливых выражений, например:
При построении глагольных групп важно учитывать, что вспомогательный глагол согласуется с подлежащим по лицу, числу и наклонению, в то время как основной глагол может оставаться в неизменной форме (деепричастие или инфинитив).
Пример:
В башкирском языке возможны многоступенчатые глагольные конструкции, в которых участвуют более одного вспомогательного глагола:
Пример:
Такого рода конструкции широко употребимы в повествовательной и разговорной речи, особенно при описании последовательности действий.
Некоторые глаголы, часто выступающие как вспомогательные (например, тор, ятыр, ултыр), в других контекстах могут сохранять полную лексическую значимость. Важно различать контексты:
В разных диалектах башкирского языка наблюдаются вариативные формы вспомогательных глаголов и их предпочтительное использование. Например, в северо-западных говорах более активно используются формы уҡып тора, а в южных — уҡып ултыра с тем же значением.
Также отмечаются различия в глаголах, выражающих начало действия: где-то чаще употребляется кереш, где-то — башла.
Вспомогательные глаголы являются общей чертой тюркских языков. В башкирском языке наблюдаются параллели с татарским, казахским и узбекским:
Эта типологическая схожесть указывает на общие грамматические принципы формирования видовых значений через вспомогательные глаголы.
Вспомогательные глаголы в башкирском языке не только передают важнейшие грамматические значения, но и являются выразительным средством, способным тонко оттенить смысл высказывания. Умелое владение их функциями необходимо как для точного понимания речи, так и для выразительного и грамматически корректного говорения и письма.