Вспомогательные глаголы

Вспомогательные глаголы в башкирском языке


Вспомогательные глаголы в башкирском языке играют важную роль в формировании сложных глагольных конструкций, выражении различных видов, времен, модальностей и аспектов действия. Они объединяются с основными (лексическими) глаголами и выполняют служебную функцию, участвуя в передаче грамматических значений, не меняя при этом основного лексического содержания высказывания.


В башкирском языке насчитывается ограниченное количество вспомогательных глаголов. Чаще всего употребляются следующие:

  • ит — ‘делать’
  • бул — ‘быть, становиться’
  • тор — ‘стоять, продолжать’
  • ятыр — ‘лежать’
  • ултыр — ‘сидеть’
  • кил — ‘приходить’
  • бир — ‘давать’
  • ҡал — ‘оставаться’
  • башла — ‘начинать’
  • тей — ‘приходится, должно’
  • ти — ‘говорят, якобы’

Каждый из этих глаголов в сочетании с лексическим глаголом может выражать определенные нюансы действия: его аспектуальность (начало, продолжительность, завершенность), модальность, вежливость или обобщенность.


Структура глагольной группы с вспомогательным глаголом

Синтаксически конструкция с вспомогательным глаголом строится по следующей модели:

[Основной глагол в форме деепричастия или причастия] + [вспомогательный глагол в личной форме]

Примеры:

  • эшләп ҡуйҙы — «сделал (и завершил)» (эшлә — делать; ҡуй — ставить, здесь выступает как вспомогательный глагол завершенности)
  • уйнап торҙо — «продолжал играть» (уйна — играть; тор — стоять)
  • уҡыта башланы — «начал преподавать» (уҡыта — преподавать; башла — начинать)

Аспектуальные значения

Башкирский язык не имеет грамматической категории вида в традиционном понимании (как, например, в русском языке: совершенный/несовершенный вид), однако с помощью вспомогательных глаголов передаются различные аспектуальные значения — начало, продолжение, завершенность, регулярность действия.

Начало действия

Выражается с помощью глаголов:

  • башла — «начать» Пример: эшләргә башланы — «начал работать»

  • кереш — «взялся, приступил» Пример: яҙырға кереште — «взялся писать»

Продолжение действия

Чаще всего используются вспомогательные глаголы:

  • тор — «продолжать» Пример: уйнарға торҙо — «продолжал играть»

  • ултыр, ятыр — выражают устойчивое, длительное состояние Пример: яҙып ултыра — «сидит и пишет» уҡып ята — «лежит и читает»

Завершенность действия

Выражается с помощью:

  • ҡуй — «поставить, завершить» Пример: эшләп ҡуйҙы — «выполнил работу (завершенно)»

  • бир — «дать» Пример: яҙып бирҙе — «написал и отдал», оттенок завершенности с акцентом на передачу результата

  • алып ҡуй — сочетание «взять и оставить» — передаёт значение полного завершения Пример: эшләп алып ҡуйҙы — «сделал и отложил (дело завершено)»

Повторность и привычность

Глагол кил в вспомогательной функции может указывать на повторяющееся или привычное действие:

Пример: йыш һөйләп килде — «он часто рассказывал (и продолжает это делать)»


Модальные значения

Модальные значения, такие как необходимость, возможность, предположение, также передаются через вспомогательные глаголы:

  • тей — «следует, приходится» Пример: эшләргә тейә — «нужно работать»

  • ти — «говорят, якобы» (со значением косвенной речи или предположения) Пример: ул ҡайтырға ти — «говорят, он вернётся»


Использование в вежливых и уважительных конструкциях

В башкирском языке используются вспомогательные глаголы и в составе вежливых выражений, например:

  • уҡып бирегеҙ — «прочитайте, пожалуйста»
  • яҙып алығыҙ — «запишите» Здесь вспомогательные глаголы бир и ал придают просьбе более мягкий оттенок.

Сочетаемость и грамматическая согласованность

При построении глагольных групп важно учитывать, что вспомогательный глагол согласуется с подлежащим по лицу, числу и наклонению, в то время как основной глагол может оставаться в неизменной форме (деепричастие или инфинитив).

Пример:

  • Мин эшләп ҡараным — «я попробовал сделать»
  • Һин уҡып торҙоң — «ты продолжал читать»

Сложные конструкции с несколькими вспомогательными глаголами

В башкирском языке возможны многоступенчатые глагольные конструкции, в которых участвуют более одного вспомогательного глагола:

Пример:

  • эшләп алып ҡуйғайны Разбор: эшләп (сделав) + алып (взяв) + ҡуй (оставил) + гайны (прошедшее время) Значение: «сделал и отложил (в прошлом)»

Такого рода конструкции широко употребимы в повествовательной и разговорной речи, особенно при описании последовательности действий.


Отличие от полнозначных глаголов

Некоторые глаголы, часто выступающие как вспомогательные (например, тор, ятыр, ултыр), в других контекстах могут сохранять полную лексическую значимость. Важно различать контексты:

  • Ул өҫтәл янында ултыра. — «Он сидит за столом.» (лексическое значение)
  • Уҡып ултыра. — «Сидит и читает / продолжает читать.» (вспомогательное значение)

Особенности употребления в диалектах

В разных диалектах башкирского языка наблюдаются вариативные формы вспомогательных глаголов и их предпочтительное использование. Например, в северо-западных говорах более активно используются формы уҡып тора, а в южных — уҡып ултыра с тем же значением.

Также отмечаются различия в глаголах, выражающих начало действия: где-то чаще употребляется кереш, где-то — башла.


Сравнение с другими тюркскими языками

Вспомогательные глаголы являются общей чертой тюркских языков. В башкирском языке наблюдаются параллели с татарским, казахским и узбекским:

  • Татарский: эшләп куйды
  • Башкирский: эшләп ҡуйҙы
  • Казахский: істеп қойды
  • Узбекский: qilib qo‘ydi

Эта типологическая схожесть указывает на общие грамматические принципы формирования видовых значений через вспомогательные глаголы.


Заключительные замечания

Вспомогательные глаголы в башкирском языке не только передают важнейшие грамматические значения, но и являются выразительным средством, способным тонко оттенить смысл высказывания. Умелое владение их функциями необходимо как для точного понимания речи, так и для выразительного и грамматически корректного говорения и письма.