Сингармонизм — это фонологическое явление, при котором звуки в пределах одного слова подчиняются определённой гармонии. В башкирском языке действует развитая система сингармонизма, которая охватывает как гласные, так и согласные. Это один из важнейших признаков агглютинативного строя языка.
В башкирском языке различают два основных типа сингармонизма:
Гласные звуки в башкирском языке подчиняются правилам гармонии по следующим признакам:
Гласные делятся на две основные гармонические группы:
Переднего ряда | Заднего ряда |
---|---|
э, е, и, ә, ү, ө | а, ы, у, о |
Гласные переднего ряда требуют использования аффиксов с гласными переднего ряда, заднего — с гласными заднего.
Примеры:
В первом случае используется аффикс с гласной заднего ряда (-тар), во втором — с переднего (-ҙәр), так как основа содержит гласную переднего ряда (ө).
Лабиализованные гласные (о, ө, у, ү) также оказывают влияние на выбор аффиксов, особенно в словах с огубленными гласными. Гармония по лабиализации особенно ярко проявляется в суффиксах, начинающихся с гласной.
Пример:
В первом случае основа содержит огублённую гласную (ү), поэтому аффикс принимает форму с передней и огублённой гласной.
В заимствованных словах и в некоторых производных формах сингармонизм может нарушаться:
Кроме того, в сложных словах гармония может действовать только в пределах последнего компонента:
Согласный сингармонизм проявляется в согласовании звонкости/глухости и мягкости/твердости согласных на стыке основы и аффикса. Особенно это касается сонантов и звонких/глухих смычных согласных.
Звонкие согласные в конце основы могут требовать звонкого начала аффикса, глухие — глухого.
Примеры:
Здесь аффикс множественного числа -тар/-тәр/-дар/-дәр меняется в зависимости от последнего согласного основы и гармонии гласных.
В башкирском языке согласные не делятся строго на мягкие и твёрдые, как, например, в русском. Однако в речи может наблюдаться тенденция к гармонии согласных по характеру звучания (например, мягкость в переднеязычных гласных окружениях), что отражается на произношении, но не фиксируется на письме.
Сингармонизм играет решающую роль в построении морфологической структуры слова. Все аффиксы в башкирском языке являются вариативными и изменяются в зависимости от гармонии гласных и согласных в основе.
Основные гармонические ряды аффиксов:
Назначение | Задняя форма | Передняя форма |
---|---|---|
Множественное число | -лар/-дар/-тар | -ләр/-ҙәр/-тәр |
Родительный падеж | -ның/-дың/-тың | -нең/-ҙең/-тең |
Дательный падеж | -ға/-ға/-ҡа | -гә/-гә/-кә |
Каждый из этих аффиксов подбирается с учётом как гласной основы, так и конечного согласного.
Примеры:
Глаголы также подчиняются гармоническим правилам. Формообразующие аффиксы (времени, наклонения, лица и числа) изменяются по правилам сингармонизма.
Примеры:
Форма аффикса -ған/-гән зависит от гласной в основе глагола.
В сложносоставных и заимствованных словах сингармонизм может частично нарушаться или ограничиваться:
Тем не менее в живой речи башкиры нередко стремятся к гармонизации даже заимствованных форм, особенно в устной речи и народной традиции.
Сингармонизм в башкирском языке не является лишь орфоэпическим явлением — он глубоко встроен в грамматическую систему. От правильного понимания сингармонизма зависит корректное построение всех форм слова, согласование внутри синтаксической конструкции, а также восприятие слова как фонетически цельного и грамматически правильного.
Башкирский язык сохраняет одну из наиболее последовательных систем гармонии среди тюркских языков, что делает его примером для изучения гармонических процессов в агглютинативных языках.