Дополнение

Дополнение в башкирском языке


Понятие дополнения

В башкирском языке дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает объект, на который направлено действие, выраженное сказуемым. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей: кем? кемде? нимә? нимәлә? нимәнән? ҡайҙа? ҡайҙан? ҡайҙа һ.б.

Дополнения бывают прямыми и косвенными.


1. Прямое дополнение

Прямое дополнение непосредственно связано с переходным глаголом и чаще всего выражается существительным или местоимением в винительном падеже с определённостью:

Китапты уҡыным. (Я прочитал книгу.)

В этом примере китапты — прямое дополнение, выраженное существительным в винительном падеже с аффиксом определённости -ты.

Особенности:

  • Прямое дополнение требует переходного глагола.
  • При определённости объекта (конкретный, известный предмет) используется аффикс определённого винительного падежа: -ны/-не, -ны/-не, -ты/-те и др., в зависимости от гармонии гласных и сингармонизма.
  • Если объект неопределённый (неконкретный, неуточнённый), он может стоять в основной форме (без падежного окончания), тогда дополнение называется неопределённым:

Мин китап уҡыйым. (Я читаю книгу/книги — неопределённый объект.)


2. Косвенное дополнение

Косвенные дополнения выражают объект, косвенно участвующий в действии. Они оформляются с помощью различных косвенных падежей: дательного, исходного, местного, творительного, направительного и др.

2.1. Дательный падеж (–ға/–гә/–ҡа/–кә)

Обозначает адресата, получателя действия.

Уҡытыусы уҡыусыға китап бирҙе. (Учитель дал книгу ученику.)

Дополнение уҡыусыға — в дательном падеже, указывает на получателя действия.

2.2. Исходный падеж (–ҙан/–дән/–тан/–тән)

Указывает на исходную точку действия, источник.

Ул дуҫынан бүләк алды. (Он получил подарок от друга.)

2.3. Местный падеж (–ла/–лә/–та/–тә)

Обозначает место, где совершается действие.

Китап кәштәлә ята. (Книга лежит на полке.)

2.4. Направительный падеж (–ға/–гә/–ҡа/–кә)

Иногда совпадает с дательным, указывает на направление.

Ул мәктәпкә бара. (Он идёт в школу.)

2.5. Творительный падеж (–менән)

Выражает средство, орудие действия, а также спутничество.

Ул ручка менән яҙа. (Он пишет ручкой.)


3. Формы выражения дополнения

Дополнение может быть выражено:

  • Существительным:

    Балалар баҡсаһын төҙөнөләр. (Построили детский сад.)

  • Местоимением:

    Мин уны күрмәнем. (Я его не видел.)

  • Числительным:

    Ул өс баланы тәрбиәләй. (Он воспитывает троих детей.)

  • Инфинитивом (в значении предмета действия):

    Ул йыр йырларға ярата. (Он любит петь песни.)

  • Субстантивированным словом:

    Яҡшыны ямандан айырырға кәрәк. (Надо отличать хорошее от плохого.)


4. Согласование дополнения с другими членами

В башкирском языке дополнение может влиять на форму сказуемого в некоторых конструкциях, особенно при использовании притяжательных форм и причастий.

Например:

Уҡытыусы минең яҙған яҙмамды уҡыны. (Учитель прочитал мою написанную запись.)

Здесь яҙған яҙмамды — дополнение с причастием и притяжательной формой первого лица (–м), определённое прямое дополнение в винительном падеже.


5. Порядок слов с дополнением

Башкирский язык — агглютинативный язык с достаточно свободным порядком слов, однако традиционный порядок в предложении следующий:

[Подлежащее] + [Дополнение] + [Обстоятельство] + [Сказуемое]

Мин китапты кисен уҡыным. (Я прочитал книгу вечером.)

Однако возможно и перемещение дополнения в зависимости от интонации, актуального членения предложения (темы и ремы).


6. Особые случаи употребления дополнения

6.1. Двойное дополнение

Некоторые глаголы требуют двух дополнений:

Мин дуҫыма китап бирҙем. (Я дал другу книгу.)

Здесь:

  • дуҫыма — косвенное дополнение в дательном падеже (кому?)
  • китап — прямое дополнение (что?)

6.2. Постпозиции с дополнением

Дополнение может входить в состав постпозиционной конструкции:

Уҡыусылар араһында бәйге ойошторолдо. (Среди учеников был организован конкурс.)

6.3. Уточняющее дополнение

Дополнение может уточняться посредством определений:

Мин ошо китапты уҡыйым. (Я читаю эту* книгу.)*


7. Ошибки, связанные с дополнением

Частые ошибки:

  • Неоправданное использование винительного падежа при неопределённом дополнении: ❌ Мин китапты уҡыйым. ✅ Мин китап уҡыйым.

  • Смешение падежей при двойном дополнении: ❌ Мин китапҡа дуҫ бирҙем. ✅ Мин дуҫыма китап бирҙем.


8. Закрепление: разбор примеров

  1. Мин әсәйемә хат яҙҙым.

    • әсәйемә — дополнение в дательном падеже (кому?)
    • хат — прямое дополнение (что?)
  2. Бала уйынсыҡ менән уйнай.

    • уйынсыҡ менән — дополнение в творительном падеже (чем?)
  3. Ул китапты магазиндан һатып алды.

    • китапты — прямое дополнение в винительном падеже
    • магазиндан — дополнение в исходном падеже (откуда?)

Таким образом, в башкирском языке дополнение — важный и многообразный член предложения, оформляемый различными падежными формами и играющий ключевую роль в выражении смысла действия. Его правильное употребление требует знания падежной системы, переходности глаголов и грамматической структуры предложения.