Дополнение в башкирском языке
Понятие дополнения
В башкирском языке дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает объект, на который направлено действие, выраженное сказуемым. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей: кем? кемде? нимә? нимәлә? нимәнән? ҡайҙа? ҡайҙан? ҡайҙа һ.б.
Дополнения бывают прямыми и косвенными.
1. Прямое дополнение
Прямое дополнение непосредственно связано с переходным глаголом и чаще всего выражается существительным или местоимением в винительном падеже с определённостью:
Китапты уҡыным. (Я прочитал книгу.)
В этом примере китапты — прямое дополнение, выраженное существительным в винительном падеже с аффиксом определённости -ты.
Особенности:
Мин китап уҡыйым. (Я читаю книгу/книги — неопределённый объект.)
2. Косвенное дополнение
Косвенные дополнения выражают объект, косвенно участвующий в действии. Они оформляются с помощью различных косвенных падежей: дательного, исходного, местного, творительного, направительного и др.
2.1. Дательный падеж (–ға/–гә/–ҡа/–кә)
Обозначает адресата, получателя действия.
Уҡытыусы уҡыусыға китап бирҙе. (Учитель дал книгу ученику.)
Дополнение уҡыусыға — в дательном падеже, указывает на получателя действия.
2.2. Исходный падеж (–ҙан/–дән/–тан/–тән)
Указывает на исходную точку действия, источник.
Ул дуҫынан бүләк алды. (Он получил подарок от друга.)
2.3. Местный падеж (–ла/–лә/–та/–тә)
Обозначает место, где совершается действие.
Китап кәштәлә ята. (Книга лежит на полке.)
2.4. Направительный падеж (–ға/–гә/–ҡа/–кә)
Иногда совпадает с дательным, указывает на направление.
Ул мәктәпкә бара. (Он идёт в школу.)
2.5. Творительный падеж (–менән)
Выражает средство, орудие действия, а также спутничество.
Ул ручка менән яҙа. (Он пишет ручкой.)
3. Формы выражения дополнения
Дополнение может быть выражено:
Существительным:
Балалар баҡсаһын төҙөнөләр. (Построили детский сад.)
Местоимением:
Мин уны күрмәнем. (Я его не видел.)
Числительным:
Ул өс баланы тәрбиәләй. (Он воспитывает троих детей.)
Инфинитивом (в значении предмета действия):
Ул йыр йырларға ярата. (Он любит петь песни.)
Субстантивированным словом:
Яҡшыны ямандан айырырға кәрәк. (Надо отличать хорошее от плохого.)
4. Согласование дополнения с другими членами
В башкирском языке дополнение может влиять на форму сказуемого в некоторых конструкциях, особенно при использовании притяжательных форм и причастий.
Например:
Уҡытыусы минең яҙған яҙмамды уҡыны. (Учитель прочитал мою написанную запись.)
Здесь яҙған яҙмамды — дополнение с причастием и притяжательной формой первого лица (–м), определённое прямое дополнение в винительном падеже.
5. Порядок слов с дополнением
Башкирский язык — агглютинативный язык с достаточно свободным порядком слов, однако традиционный порядок в предложении следующий:
[Подлежащее] + [Дополнение] + [Обстоятельство] + [Сказуемое]
Мин китапты кисен уҡыным. (Я прочитал книгу вечером.)
Однако возможно и перемещение дополнения в зависимости от интонации, актуального членения предложения (темы и ремы).
6. Особые случаи употребления дополнения
6.1. Двойное дополнение
Некоторые глаголы требуют двух дополнений:
Мин дуҫыма китап бирҙем. (Я дал другу книгу.)
Здесь:
6.2. Постпозиции с дополнением
Дополнение может входить в состав постпозиционной конструкции:
Уҡыусылар араһында бәйге ойошторолдо. (Среди учеников был организован конкурс.)
6.3. Уточняющее дополнение
Дополнение может уточняться посредством определений:
Мин ошо китапты уҡыйым. (Я читаю эту* книгу.)*
7. Ошибки, связанные с дополнением
Частые ошибки:
Неоправданное использование винительного падежа при неопределённом дополнении: ❌ Мин китапты уҡыйым. ✅ Мин китап уҡыйым.
Смешение падежей при двойном дополнении: ❌ Мин китапҡа дуҫ бирҙем. ✅ Мин дуҫыма китап бирҙем.
8. Закрепление: разбор примеров
Мин әсәйемә хат яҙҙым.
Бала уйынсыҡ менән уйнай.
Ул китапты магазиндан һатып алды.
Таким образом, в башкирском языке дополнение — важный и многообразный член предложения, оформляемый различными падежными формами и играющий ключевую роль в выражении смысла действия. Его правильное употребление требует знания падежной системы, переходности глаголов и грамматической структуры предложения.