Страдательный залог

Страдательный залог в азербайджанском языке

Страдательный залог (азерб. məchul növ) — это грамматическая категория, при которой подлежащее выступает в роли объекта действия, а не его исполнителя. Иными словами, субъект подвергается действию, совершённому кем-то другим. В отличие от действительного залога, где субъект выполняет действие, в страдательном залоге субъект испытывает последствия действия.

Пример: Kitab oxunur — Книга читается (кем-то). Здесь неизвестно, кто выполняет действие, но ясно, что книга — объект этого действия.

Образование страдательного залога

В азербайджанском языке страдательный залог образуется при помощи суффиксов -ıl / -il / -ul / -ül, -n / -in / -un / -ün. Выбор суффикса зависит от фонетических характеристик основы (заканчивается ли она на гласную или согласную, а также от гармонии гласных).

1. Суффикс -ıl / -il / -ul / -ül

Эти формы используются, когда глагольная основа оканчивается на согласную.

Основа глагола Страдательная форма Перевод
yaz- (писать) yazıl- быть написанным
oxu- (читать) oxun- быть прочитанным
tik- (шить/строить) tikil- быть построенным
sil- (стирать) silin- быть стёртым

2. Суффикс -n / -in / -un / -ün

Когда глагольная основа заканчивается на гласную, добавляется суффикс с начальным n. Этот способ более типичен для основ с гласными на конце.

Основа глагола Страдательная форма Перевод
al- (брать) alın- быть взятым
düzəlt- (чинить) düzəldil- быть починенным
seç- (выбирать) seçil- быть выбранным
aç- (открывать) açıl- быть открытым

Важно! В некоторых случаях страдательная форма может быть омонимична возвратной, что зависит от контекста. Например: qapı açılır может означать «дверь открывается» (сама по себе) или «дверь открывается кем-то».

Гармония гласных

Азербайджанский язык строго придерживается гармонии гласных. Суффикс страдательного залога подчиняется этому правилу:

  • если в основе глагола передняя гласная (e, ə, i, ö, ü) — суффикс также принимает переднюю гласную: -il, -in, -ül, -ün.
  • если задняя гласная (a, ı, o, u) — суффикс с задней гласной: -ıl, -ın, -ul, -un.

Примеры:

Глагол Основа Страдательная форма
bağlamaq (закрывать) bağla- bağlan-
öyrətmək (обучать) öyrət- öyrədil-

Употребление страдательного залога

Страдательный залог широко используется в следующих контекстах:

  • Когда исполнитель действия неизвестен или не важен:

    • Məktub yazıldı. — Письмо было написано.
  • Когда внимание сосредоточено на результате действия:

    • Körpü tikildi. — Мост построен.
  • В научном, официальном и нейтральном стиле речи:

    • Tədqiqat aparıldı. — Было проведено исследование.

Иногда исполнитель указывается дополнительно через послелог tərəfindən (со стороны):

Layihə müəllim tərəfindən təqdim olundu. — Проект был представлен учителем.

Временные формы

Формы страдательного залога спрягаются по временам и лицам, как и обычные глаголы.

Настоящее-будущее время

Формируется при помощи соответствующих окончаний:

  • oxunur — читается
  • yazılır — пишется

Пример:

Kitab indi oxunur. — Книга сейчас читается.

Прошедшее время

Формируется с аффиксом прошедшего времени:

  • oxundu — был прочитан
  • yazıldı — был написан

Пример:

Məktub dünən yazıldı. — Письмо было написано вчера.

Будущее время

Суффикс будущего времени присоединяется к страдательной основе:

  • oxunacaq — будет прочитан
  • yazılacaq — будет написан

Пример:

Referat sabah oxunacaq. — Реферат будет прочитан завтра.

Личное спряжение

Страдательная форма может быть согласована по лицам:

Лицо Форма
Mən yazılacağam
Sən yazılacaqsan
O yazılacaq
Biz yazılacağıq
Siz yazılacaqsınız
Onlar yazılacaqlar

Отличие от возвратного залога

Не стоит путать страдательный залог с возвратным (qayıdış növü), который обозначает, что действие направлено на самого субъекта.

Пример:

  • yuyunur — моется сам (возвратный)
  • yuyulur — моется кем-то (страдательный)

Различие в значении может быть тонким, поэтому важно учитывать контекст.


Страдательный залог — важный элемент грамматической системы азербайджанского языка. Он позволяет выражать действия, происходящие с объектами, подчёркивая результат, а не исполнителя. Правильное владение страдательными формами необходимо для формального, письменного и академического стиля речи.