Словообразование прилагательных

В азербайджанском языке прилагательные играют важную роль, так как они служат для обозначения свойств, признаков предметов и отвечают на вопросы «necə?», « hansı?». Образование прилагательных связано с использованием различных суффиксов, а также с переходом существительных и глаголов в категорию прилагательных.


1. Основные способы образования прилагательных

1.1. При помощи суффиксов

В азербайджанском языке прилагательные часто образуются с помощью суффиксов, присоединяемых к корням существительных или глаголов. Наиболее продуктивные суффиксы:

  • -lı / -li / -lu / -lü Указывает на наличие свойства, принадлежность или материал. Выбор варианта зависит от гармонии гласных.

    Примеры:

    • su (вода) → sulu (водяной, влажный)
    • daş (камень) → daşlı (каменный)
    • gül (цветок) → güllü (цветочный, с цветами)
    • təmiz (чистый) → təmizli (чистый) (редко, чаще используется как существительное “чистота”)
  • -sız / -siz / -su / -süz Образует прилагательные с отрицательным значением: «без чего-либо», «лишённый».

    Примеры:

    • su (вода) → susuz (безводный)
    • dost (друг) → dostsuz (без друга, одинокий)
    • məzmun (содержание) → məznunsuz (без содержания)
  • -çi / -çı / -çu / -çi Образует прилагательные, указывающие на принадлежность к профессии, роду деятельности, а также качественные признаки.

    Примеры:

    • təmiz (чистый) → təmizçi (чистильщик, относящийся к чистоте)
    • sarı (жёлтый) → sarışın (светловолосый, жёлтокожий)
  • -liş / -lış / -luş / -lüş Суффикс, образующий качественные прилагательные, нередко с оттенком усиления.

    Пример:

    • qapı (дверь) → qapılış (с дверьми, закрытый)
1.2. Использование основы глагола

Прилагательные также могут образовываться от глаголов с помощью причастий и деепричастий.

  • Причастия настоящего времени с суффиксами -an / -ən Выражают признак, присущий субъекту действия.

    Примеры:

    • gəlmək (приходить) → gələn (приходящий)
    • yaxşılaşmaq (улучшаться) → yaxşılaşan (улучшающийся)
  • Причастия прошедшего времени с суффиксами -mış / -miş / -muş / -müş Указывают на признак, сформировавшийся в прошлом.

    Примеры:

    • görmək (видеть) → görmüş (видевший)
    • getmək (идти) → getmiş (ушедший)

2. Особенности суффиксального словообразования

2.1. Гармония гласных

Азербайджанский язык строго соблюдает гармонию гласных при образовании прилагательных. Это означает, что суффиксы изменяют гласный звук в зависимости от гласных в корне слова:

  • Если корень содержит гласные переднего ряда (e, i, ö, ü), суффикс будет иметь соответствующую гласную переднего ряда.
  • Если корень содержит гласные заднего ряда (a, ı, o, u), суффикс имеет гласные заднего ряда.

Пример:

  • daş (камень) + -lı → daşlı
  • gül (цветок) + -lü → güllü
2.2. Сочетание суффиксов

Возможны последовательные присоединения суффиксов, что приводит к сложным прилагательным.

Пример:

  • su (вода) + -lu (водяной) + -suz (без) → suzlu-suz (противоречивое, редко используемое, гипотетически)

Обычно однако прилагательные строятся на базе одного основного суффикса.


3. Образование качественных прилагательных

3.1. От существительных

Суффиксы -lı / -li / -lu / -lü образуют качественные прилагательные, указывающие на признак, тесно связанный с предметом.

Примеры:

  • od (огонь) → odlu (огненный, горячий)
  • torpaq (земля) → torpaqlı (землистый)
3.2. От глаголов

Кроме причастий, существуют суффиксы, которые переходят глаголы в прилагательные, отражая способность или качество.

  • Суффикс -an / -ən (уже рассмотрен)
  • Суффикс -ar / -ər (редко встречается в современном языке)

4. Образование относительных прилагательных

Относительные прилагательные указывают на связь с предметом, не выражая при этом качественного признака напрямую. Они образуются преимущественно с помощью суффиксов:

  • -li / -lı / -lu / -lü

В отличие от качественных, относительные прилагательные отвечают на вопрос «какой?», но характеризуют принадлежность или материал.

Примеры:

  • dəmir (железо) → dəmirli (железный, содержащий железо)
  • tərəvəz (овощ) → tərəvəzli (овощной)

5. Отрицательные прилагательные

Суффиксы -sız / -siz / -su / -süz образуют прилагательные с отрицательным значением.

Особенность — суффикс указывает на отсутствие признака, предмета или качества.

Примеры:

  • yağ (масло) → yağsız (безмасляный)
  • işıq (свет) → işıqsız (темный, без света)

6. Прилагательные с суффиксом -çi

Этот суффикс имеет оттенок профессии, назначения или принадлежности к группе, а также иногда формирует качественные прилагательные.

Примеры:

  • yazı (письмо) → yazıçı (писатель)
  • təhsil (образование) → təhsilçi (образователь, педагогический)

7. Переход слов других частей речи в прилагательные

В азербайджанском языке не только суффиксы формируют прилагательные, но и слова могут менять свою категорию без формальных изменений — по смыслу и функции в предложении.

Например, существительное может употребляться в роли прилагательного:

  • şərq (восток) → şərq ölkələri (восточные страны)

8. Сложные и составные прилагательные

Иногда прилагательные образуются с помощью соединения двух слов, причём первое слово указывает на материал, качество, принадлежность, а второе — на объект.

Пример:

  • qırmızı-qara (красно-черный)
  • gözəl qoxulu (хорошо пахнущий)

Также в языке встречаются сложные прилагательные с суффиксами, усиливающими значение.


9. Итоговые наблюдения

  • Суффиксы играют основную роль в образовании прилагательных.
  • Гармония гласных строго соблюдается.
  • Прилагательные могут образовываться от существительных и глаголов.
  • Отрицательные и относительные прилагательные имеют свои специфические суффиксы.
  • Прилагательные могут выражать качество, принадлежность, материал и отсутствие признака.

Эти закономерности являются основой словообразования прилагательных в азербайджанском языке и отражают богатую морфологическую систему языка, позволяющую гибко и точно выражать различные оттенки значений.