Изъявительное наклонение в азербайджанском языке
Изъявительное наклонение (азерб. xəbər şəkli) является одним из ключевых наклонений в грамматике азербайджанского языка. Оно используется для выражения реальных, объективных действий или состояний, происходящих в настоящем, прошлом или будущем. В этом наклонении говорящий сообщает факт, без выражения желания, сомнения или предположения.
Изъявительное наклонение охватывает четыре основных времени:
Это время используется для выражения действий, происходящих в момент речи или регулярно повторяющихся.
Образование: К основе глагола прибавляется аффикс -ır/-ir/-ur/-ür в зависимости от гармонии гласных. Далее добавляется личное окончание.
| Лицо | Окончание | Пример: getmək («идти») |
|---|---|---|
| Я | -am/-əm | gedirəm |
| Ты | -san/-sən | gedirsən |
| Он/она/оно | - | gedir |
| Мы | -ik/-ik | gedirik |
| Вы | -siniz/-siniz | gedirsiniz |
| Они | -lər/-lar | gedirlər |
Примеры:
Это время указывает на завершённое действие, результат которого сохраняется к моменту речи.
Образование: Используется глагол-связка olmaq в соответствующей форме прошедшего времени, сочетающийся с причастием на -mış/-miş/-muş/-müş.
| Лицо | Форма | Пример: yazmaq («писать») |
|---|---|---|
| Mən | yazmışam | Я написал(а) |
| Sən | yazmısan | Ты написал(а) |
| O | yazıb | Он/она написал(а) |
| Biz | yazmışıq | Мы написали |
| Siz | yazmısınız | Вы написали |
| Onlar | yazıblar | Они написали |
Примеры:
Прошедшее время указывает на действия, завершённые в прошлом и известные говорящему.
Образование: К основе глагола прибавляется аффикс -dı/-di/-du/-dü или -tı/-ti/-tu/-tü в зависимости от гармонии гласных и особенностей фонетики, затем личные окончания.
| Лицо | Окончание | Пример: oxumaq («читать») |
|---|---|---|
| Mən | oxudum | Я прочитал(а) |
| Sən | oxudun | Ты прочитал(а) |
| O | oxudu | Он/она прочитал(а) |
| Biz | oxuduq | Мы прочитали |
| Siz | oxudunuz | Вы прочитали |
| Onlar | oxudular | Они прочитали |
Примеры:
Будущее время указывает на действие, которое произойдет после момента речи.
Образование: К основе глагола добавляется аффикс -acaq/-əcək, затем — личное окончание.
| Лицо | Окончание | Пример: almaq («брать») |
|---|---|---|
| Mən | alacağam | Я возьму |
| Sən | alacaqsan | Ты возьмёшь |
| O | alacaq | Он/она возьмёт |
| Biz | alacağıq | Мы возьмём |
| Siz | alacaqsınız | Вы возьмёте |
| Onlar | alacaqlar | Они возьмут |
Примеры:
Глагол olmaq («быть, становиться») играет особую роль в образовании времён и пассивных конструкций. Вот его формы в изъявительном наклонении:
| Время | Форма (1 л. ед. ч.) |
|---|---|
| Настоящее-длительное | oluram |
| Прошедшее | oldum |
| Будущее | olacağam |
| Настоящее-результативное | olmuşam |
Формируется стандартно по таблицам выше.
Для образования отрицания добавляется частица -ma/-mə между основой и временным аффиксом:
Вопросительная частица mı/mi/mu/mü (в зависимости от гласной гармонии) добавляется после глагольной формы и склоняется по лицам:
Интонация играет важную роль в вопросительных предложениях: прямой вопрос требует повышения тона в конце.
Азербайджанский язык часто использует настоящее-длительное время для выражения будущего при наличии наречий времени: Sabah məktəbə gedirəm. — Завтра я иду в школу.
Прошедшее время может передавать эмоциональное отношение говорящего к факту, особенно в устной речи.
Настоящее-результативное время активно используется в разговорной речи для выражения личного опыта: Mən bu filmi görmüşəm. — Я видел этот фильм.
| Время | Значение | Пример |
|---|---|---|
| Настоящее-длительное | Действие в момент речи / регулярное | Mən yazıram. — Я пишу. |
| Настоящее-результативное | Завершённость, результат | Mən yazmışam. — Я написал. |
| Прошедшее | Факт в прошлом | Mən yazdım. — Я написал. |
| Будущее | Намерение / план | Mən yazacağam. — Я напишу. |
Изъявительное наклонение — это грамматическая основа повествовательной речи. Оно охватывает ключевые временные категории, предоставляет богатый арсенал для выражения реальности, действия и результата. Владение всеми его формами позволяет выразить точное временное и личное значение в любом контексте.