Сандхи (или слияние звуков) — важная особенность авадхи, как и других индийских языков, которая проявляется на стыке слов и морфем. Эти изменения касаются сочетаний звуков в пределах слов или между словами, часто приводя к изменению звучания или утрате отдельных элементов. В авадхи, как и в других языках индоарийской группы, сандхи помогает поддерживать плавность произношения, облегчая переход от одного слова к другому.
Сандхи можно классифицировать по месту возникновения изменений и типу воздействия на звуки. В авадхи различают несколько основных типов сандхи:
В авадхи, как и в других языках, происходят изменения звуков внутри самого слова на стыке его морфем. Это может включать как фонетические изменения в корнях, так и в аффиксах.
от + को → ओ को Когда слово заканчивается на /т/, а следующее начинается с /к/, происходит слияние, и звук /т/ переходит в /тх/ или исчезает вовсе.
देव + आदित्य → देवआदित्य В случае сочетания двух слов с окончаниями на гласный, часто происходит слияние на стыке, что приводит к изменению звуков: /е/ и /а/ могут сливаться в один длинный гласный или изменять свое качество.
Сандхи между словами особенно важна в поэзии и ритмичных текстах, где паузы между словами могут быть минимальными. На стыке двух слов происходит слияние или изменение звуков, чтобы произнесение было более плавным и музыкальным.
हम + आओ → हमआओ Здесь происходят изменения звуков при переходе от одного слова к другому. Звук /ह/ на конце первого слова может сливаться с начальным /आ/ второго слова, создавая более мягкое и быстрое звучание.
यह + है → यह है Слияние звуков /य/ и /ह/ здесь происходит в форму более легкого перехода, что характерно для разговорной речи.
Особенности изменения гласных в авадхи включают в себя слияние гласных на стыке слов и морфем. Эти изменения происходят в силу фонетической гармонии, которая помогает поддерживать ритм и структуру языка.
अति + ईश्वर → अतीश्वर Когда два гласных в разных словах оказываются рядом, один из них может исчезнуть, чтобы избежать тяжёлого для произнесения сочетания. В данном случае, второй гласный /इ/ исчезает.
सो + रहा → सो रहा В этом случае происходит слияние двух гласных /ओ/ и /र/, в результате чего появляется более плавное соединение звуков, что позволяет сохранить ритм речи.
В авадхи также часто встречаются слияния согласных звуков на стыке слов. В некоторых случаях, чтобы произнесение было более легким, один из согласных может измениться, исчезнуть или усилиться.
अगला + आदमी → अगलादीमी Здесь происходит слияние согласных /ल/ и /आ/, что приводит к модификации звучания.
किस + दिन → किस दिन В этом случае, при сочетании двух слов, первое слово /किस/ теряет финальный /स/, сливаясь с глухим /द/ второго слова.
В некоторых случаях на стыке слов или морфем происходит редукция звуков, когда части слова или целые звуки исчезают, а произношение становится легче и быстрее.
पानी + पिओ → पानीपिओ В таких случаях редукция звука /य/ приводит к более быстрому и легкому произнесению сочетания.
तुम + क्या → तुमक्या На стыке слова “तुम” и “क्या” происходит редукция, что позволяет избежать чрезмерных пауз и сохранить ритмическую структуру речи.
Сандхи в авадхи может варьироваться в зависимости от диалекта и региона. Некоторые формы слияния звуков могут быть более выражены в одном регионе и менее заметны в другом. Например, в некоторых деревенских диалектах авадхи сандхи может быть более гибкой, и звуковые изменения могут происходить более свободно, что придает языку определенную мелодичность.
Сандхи является важной частью фонетической структуры авадхи, обеспечивая гармонию и ритм в языке. Эти процессы являются неотъемлемой частью не только повседневной речи, но и поэзии, где слияние звуков помогает поддерживать необходимые темп и звучание. Понимание сандхи и умение применять ее в речи позволяет глубже освоить язык и приблизиться к его оригинальному звучанию.