Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения в языке авадхи

Притяжательные местоимения — это категория местоимений, которая указывает на принадлежность чего-либо какому-либо лицу или объекту. В авадхи, как и в других индоарийских языках, притяжательные местоимения используются для выражения отношения собственности или связи между субъектом и объектом.

Притяжательные местоимения в авадхи изменяются по числу и падежу, а также согласуются в роде с существительным, к которому они относятся. Основные притяжательные местоимения в авадхи включают формы для первого, второго и третьего лица в единственном и множественном числе.

1. Притяжательные местоимения первого лица:

  • Множественное число:

    • हमार (hamār) — мой (для единственного числа, мужской род),
    • हमारी (hamārī) — моя (женский род),
    • हमारे (hamāre) — мои (для множественного числа).

2. Притяжательные местоимения второго лица:

  • Единственное число:

    • तुम्हार (tumhār) — твой (мужской род),
    • तुम्हारी (tumhārī) — твоя (женский род),
  • Множественное число:

    • तुम्हारे (tumhāre) — твои.

3. Притяжательные местоимения третьего лица:

  • Единственное число:

    • उसका (uskā) — его, её (мужской род),
    • उसकी (uskī) — его, её (женский род),
  • Множественное число:

    • उनका (unkā) — их (мужской род),
    • उनकी (unkī) — их (женский род).

Примечание: В языке авадхи различие между притяжательными местоимениями для женского и мужского рода может зависеть от контекста, а в некоторых случаях род не проявляется в форме местоимений.

Особенности склонения притяжательных местоимений

Притяжательные местоимения в авадхи склоняются в зависимости от падежа существительного, с которым они согласуются. Основные падежи, в которых употребляются притяжательные местоимения, следующие:

  1. Именительный падеж (NOM): местоимения выступают в роли определения существительного.

  2. Родительный падеж (GEN): местоимения показывают принадлежность. Например:

    • हमारे घर (hamāre ghar) — наш дом (падеж принадлежности).
  3. Дательный падеж (DAT): указывают на получателя действия.

    • उसके लिए (uske liye) — для него/нее.
  4. Винительный падеж (ACC): показывают прямой объект действия.

    • तुम्हारी किताब (tumhārī kitāb) — твою книгу.
  5. Творительный падеж (INST): показывают инструмент или средство.

    • हमारे साथ (hamāre sāth) — с нами.
  6. Предложный падеж (LOC): указывают на место или объект.

    • उनकी गाड़ी (unkī gāṛī) — их машина (о местоположении).

Притяжательные местоимения в предложении

Притяжательные местоимения в авадхи обычно идут перед существительными, к которым они относятся, как в примере:

  • हमार घर (hamār ghar) — мой дом.
  • तुम्हार किताब (tumhār kitāb) — твоя книга.

Иногда эти местоимения могут сопровождаться другими элементами предложения, например, глаголами или предлогами.

Употребление в сложных предложениях

В сложных предложениях притяжательные местоимения часто появляются в разных частях предложения и могут быть согласованы с другими частями речи в зависимости от синтаксической структуры:

  • उसका भाई अच्छा आदमी है (uskā bhāī acchā ādmī hai) — его брат хороший человек.
  • हमारी गाड़ी जल्दी चलती है (hamārī gāṛī jaldī chaltī hai) — наш автомобиль едет быстро.

Диалектальные различия

Как и в других языках, в авадхи могут существовать различные формы притяжательных местоимений в зависимости от географического расположения или социального контекста. Например, в некоторых диалектах авадхи могут использоваться сокращенные формы притяжательных местоимений или другие варианты, которые отражают особенности местного произношения или употребления.

Примеры в контексте

  1. हमार खेत में बहुत काम हो रहा है। (hamār kheṭ meṃ bahut kām ho rahā hai) — на моем поле много работы.
  2. तुम्हारे सवाल का जवाब मुझे चाहिए। (tumhāre sawāl kā javāb mujhe chāhie) — мне нужен ответ на твой вопрос.
  3. उसकी किताबें बहुत दिलचस्प हैं। (uskī kitābeṅ bahut dilacasp hain) — его книги очень интересные.
  4. उनकी मदद से काम जल्दी हो गया। (unkī madad se kām jaldī ho gayā) — с их помощью работа была сделана быстро.

Притяжательные местоимения играют важную роль в авадхи, помогая установить связь между предметом и его владельцем, а также четко указать на личную или коллективную принадлежность.