Основы глагола: инфинитив, корень

В языке авадхи глаголы занимают центральное место, поскольку они выражают действие, состояние или переживание, а также служат основой для образования различных форм и конструкций. Для глубокого понимания глагола в авадхи важно рассмотреть такие аспекты, как инфинитив и корень, которые лежат в основе глагольной системы.

1. Инфинитив

Инфинитив в авадхи представляет собой исходную форму глагола, которая не выражает ни времени, ни лица, ни числа. Это форма, которая используется для обозначения самого действия в его обобщённой форме, не привязанной к конкретному субъекту или моменту времени.

В авадхи инфинитив чаще всего заканчивается на -ना (на), что является универсальным суффиксом для инфинитива. Например:

  • खाना (khānā) — есть
  • लिखना (likhnā) — писать
  • चलना (calnā) — идти
  • पढ़ना (paṛhnā) — читать

Инфинитив может использоваться в различных конструкциях, например, в предложениях с модальными глаголами или в целях выражения намерений:

  • मैं खाना चाहता हूँ। (Main khānā chāhtā hūn.) — Я хочу поесть.
  • उसे लिखना नहीं आता। (Use likhnā nahīṃ āta.) — Он не умеет писать.

Инфинитив часто выступает в роли дополнения, как в приведённом примере, где “есть” и “писать” — действия, выраженные инфинитивами.

2. Корень

Корень — это основная часть глагола, которая не изменяется и несет в себе основное значение действия или состояния. В авадхи корень является исходной формой, из которой образуются различные глагольные формы через добавление различных аффиксов (суффиксов и префиксов).

Корень глагола в авадхи обычно состоит из согласных и может быть одно- или многосложным. Например:

  • ख (kh) — корень глагола खाना (есть)
  • लिख (likh) — корень глагола लिखना (писать)
  • चल (cal) — корень глагола चलना (идти)

Иногда корень может изменяться в зависимости от его положения в словоформе или по контексту. Например:

  • आना (ānā) — приходить (корень आ (ā)).
  • जाना (jānā) — уходить (корень जा (jā)).

Корень служит основой для построения различных временных форм и наклонений, а также для изменения формы глагола в зависимости от лица и числа.

3. Формирование глагольных форм

Используя инфинитив и корень, в авадхи образуются различные формы глаголов, отражающие разные грамматические категории.

3.1. Образование настоящего времени

В авадхи для образования настоящего времени используется корень глагола, к которому добавляются соответствующие аффиксы в зависимости от лица и числа. В отличие от некоторых других индоарийских языков, в авадхи склонение глаголов в настоящем времени достаточно прямолинейное.

Пример: Глагол खाना (есть) в настоящем времени:

  • मैं खाता हूँ। (Main khātā hūn.) — Я ем.
  • तुम खाते हो। (Tum khāte ho.) — Ты ешь.
  • वह खाती है। (Vah khātī hai.) — Она ест.

3.2. Образование прошедшего времени

Для прошедшего времени в авадхи используется корень глагола с добавлением суффикса -आ или -ई в зависимости от рода и числа субъекта, а также использования вспомогательного глагола हुआ (huā) или हुई (huī).

Пример: Глагол लिखना (писать) в прошедшем времени:

  • मैंने लिखा। (Mainne likhā.) — Я написал.
  • तुमने लिखा। (Tumne likhā.) — Ты написал.
  • उसने लिखा। (Usne likhā.) — Он написал.

Форма прошедшего времени зависит от согласования с родом и числом субъекта.

3.3. Образование будущего времени

Будущее время в авадхи образуется с помощью модального вспомогательного глагола होगा (hogā) или होगी (hogī) и инфинитива.

Пример:

  • मैं खाऊँगा। (Main khā’ūngā.) — Я буду есть.
  • तुम लिखोगे। (Tum likhogē.) — Ты будешь писать.
  • वह चलेगा। (Vah calēgā.) — Он будет идти.

4. Переходные и непереходные глаголы

Глаголы в авадхи могут быть переходными и непереходными, что отражается в их способности требовать или не требовать прямого дополнения (объекта).

  • Переходные глаголы (такие, как लिखना — писать) требуют дополнения, которое получает действие. Например:

    • मैंने पत्र लिखा। (Mainne patra likhā.) — Я написал письмо.
  • Непереходные глаголы (такие, как आना — приходить, जाना — уходить) не требуют прямого дополнения, так как действие происходит самостоятельно. Например:

    • वह स्कूल गया। (Vah skūl gayā.) — Он пошел в школу.

5. Употребление глаголов с послелогами

В авадхи часто используются послелоги (падди) в сочетаниях с глаголами, которые влияют на смысл действия. Например:

  • चला जा रहा है (calā jā rahā hai) — идет (процесс действия).
  • खाकर आना (khākar ānā) — прийти после того, как поел.

Эти конструкции делают использование глаголов более гибким и точным, уточняя особенности действия, например, его продолжительность или последовательность.

6. Возвратные глаголы

В авадхи существует класс возвратных глаголов, которые обозначают действия, направленные на самого себя. Эти глаголы образуются с помощью приставки -ल (la), которая добавляется к корню.

Пример:

  • नहाना (nahānā) — мыться
  • सोना (sonā) — спать

Возвратные глаголы могут быть как переходными, так и непереходными. Например:

  • मैं नहा रहा हूँ। (Main nahā rahā hūn.) — Я моюсь.
  • वह सो रहा है। (Vah so rahā hai.) — Он спит.

7. Глаголы с префиксами

В авадхи также широко используются префиксы для создания новых значений глаголов. Префиксы могут изменять смысл глагола, придавая ему дополнительный оттенок значения. Например:

  • उठाना (uthānā) — поднимать, उठ — корень
  • लाना (lānā) — приносить, — корень

Эти префиксальные глаголы часто используются в разговорной речи и добавляют разнообразие в структуру языка.


Глагол в авадхи — это не только слово, обозначающее действие, но и основа для построения сложных грамматических конструкций, которые помогают передавать точные смысловые оттенки. Понимание инфинитива и корня глагола, а также принципов их изменения в различных формах, является ключом к успешному освоению грамматики этого языка.