В языке Авадхи существительные, как и в других индоарийских языках, имеют грамматическое число, которое может быть выражено в двух формах: единственное и множественное. В отличие от других языков, где число существительных может зависеть от определённых грамматических признаков, в Авадхи это число определяется через морфологические изменения существительных и их склонения.
Единственное число в Авадхи обозначает один предмет или явление. Оно представлено формами существительных, которые используются для обозначения единичных объектов. В единственном числе существительные обычно не имеют явных показателей числа в своей основе. Тем не менее, в зависимости от рода существительные могут менять свою форму в склонении.
Пример:
Множественное число используется для обозначения двух или более предметов или явлений. В Авадхи образование множественного числа зависит от рода существительного и его конечных звуков. Существительные мужского и среднего рода обычно образуют множественное число с помощью суффиксов -न (-n) или -आन (-ān), в то время как существительные женского рода формируют множественное число суффиксом -इयाँ (-iyāṃ) или -याँ (-yāṃ).
Для существительных мужского рода, оканчивающихся на -आ (-ā), часто используется суффикс -न (-n) или -आन (-ān) для образования множественного числа. Однако, если существительное оканчивается на другие звуки, могут применяться иные формы.
Примеры:
Существительные женского рода, оканчивающиеся на -ई (-ī), образуют множественное число при помощи суффикса -याँ (-yāṃ) или -इयाँ (-iyāṃ). Эта морфологическая особенность также зависит от звуковой структуры слова и его склонения.
Примеры:
Несмотря на общие правила образования множественного числа, существует несколько исключений, которые могут изменяться в зависимости от диалекта или исторического изменения языка.
Пример:
Пример:
Пример:
Когда существительные образуют сложные формы, такие как составные существительные (например, «деревня-город»), для образования множественного числа сохраняются принципы изменения числа в первой части сложного слова. Если первая часть сложного существительного имеет форму множественного числа, вся конструкция будет восприниматься как множественное число, независимо от формы второй части.
Пример:
В различных диалектах Авадхи могут встречаться вариации в образовании множественного числа. Например, в одном диалекте могут использоваться более короткие формы суффиксов для образования множественного числа, в то время как в других диалектах могут преобладать более длинные или сложные формы. Это подчеркивает разнообразие языка и его адаптацию к разным регионам и культурным особенностям.
Таким образом, грамматическое число в Авадхи выражается через морфологические изменения существительных. Существительные мужского и женского рода образуют множественное число с помощью специфических суффиксов, которые зависят от окончания слова и его рода. Эти особенности обогащают язык, добавляя разнообразие в форму и структуру существительных, а также способствуют точному выражению числовых категорий в разных контекстах.