Число существительных (единственное, множественное) и способы его образования

В языке Авадхи существительные, как и в других индоарийских языках, имеют грамматическое число, которое может быть выражено в двух формах: единственное и множественное. В отличие от других языков, где число существительных может зависеть от определённых грамматических признаков, в Авадхи это число определяется через морфологические изменения существительных и их склонения.

Единственное число в Авадхи обозначает один предмет или явление. Оно представлено формами существительных, которые используются для обозначения единичных объектов. В единственном числе существительные обычно не имеют явных показателей числа в своей основе. Тем не менее, в зависимости от рода существительные могут менять свою форму в склонении.

Пример:

  • राम (rām) — «Рама» (мужской род)
  • गाँव (gāva) — «деревня» (мужской род)
  • स्त्री (strī) — «женщина» (женский род)

Множественное число

Множественное число используется для обозначения двух или более предметов или явлений. В Авадхи образование множественного числа зависит от рода существительного и его конечных звуков. Существительные мужского и среднего рода обычно образуют множественное число с помощью суффиксов -न (-n) или -आन (-ān), в то время как существительные женского рода формируют множественное число суффиксом -इयाँ (-iyāṃ) или -याँ (-yāṃ).

1. Существительные мужского рода

Для существительных мужского рода, оканчивающихся на -आ (-ā), часто используется суффикс -न (-n) или -आन (-ān) для образования множественного числа. Однако, если существительное оканчивается на другие звуки, могут применяться иные формы.

Примеры:

  • राम (rām) → रामन (rāman) — «Рамы»
  • पुत्र (putra) → पुत्रन (putran) — «сыны»
  • गाँव (gāva) → गाँवन (gāvan) — «деревни»

2. Существительные женского рода

Существительные женского рода, оканчивающиеся на -ई (-ī), образуют множественное число при помощи суффикса -याँ (-yāṃ) или -इयाँ (-iyāṃ). Эта морфологическая особенность также зависит от звуковой структуры слова и его склонения.

Примеры:

  • स्त्री (strī) → स्त्रीयाँ (strīyāṃ) — «женщины»
  • गाँवणी (gāvaṇī) → गाँवणियाँ (gāvaṇiyāṃ) — «деревни»
  • लक्ष्मी (lakṣmī) → लक्ष्मीयाँ (lakṣmīyāṃ) — «Лакшми»

Исключения и особенности

Несмотря на общие правила образования множественного числа, существует несколько исключений, которые могут изменяться в зависимости от диалекта или исторического изменения языка.

  1. Невозвратные формы. Некоторые существительные, особенно имена собственные или редкие термины, не образуют множественного числа в обычном значении. Например, имена божеств, исторические персонажи или абстрактные существительные могут сохранять свою форму в единственном числе, даже если речь идет о нескольких объектах.

Пример:

  • राघव (rāghav) — имя, не имеет формы множественного числа.
  • देव (dev) — «бог» (множественное число — देवता (devatā), но в контексте множественного числа не используется в обычном речи).
  1. Совпадение формы единственного и множественного числа. Некоторые существительные в Авадхи не изменяются в числе, и форма единственного числа совпадает с формой множественного. Эти существительные могут обозначать как один объект, так и несколько, в зависимости от контекста.

Пример:

  • सुर (sur) — «божество» (может означать как одно божество, так и множество).
  1. Форма для сбора объектов. В языке Авадхи также встречаются особые формы для обозначения собирательных существительных, которые могут использоваться для обозначения группы объектов без изменения формы числа. Эти формы могут иметь некоторые отличия в использовании, однако их значение всегда будет заключаться в том, чтобы сообщить, что речь идет о множестве.

Пример:

  • बच्चा (bacchā) — «ребёнок» (единственное число), बच्चे (bacche) — «дети», но в некоторых контекстах может использоваться как собирательное слово.

Сложные существительные и число

Когда существительные образуют сложные формы, такие как составные существительные (например, «деревня-город»), для образования множественного числа сохраняются принципы изменения числа в первой части сложного слова. Если первая часть сложного существительного имеет форму множественного числа, вся конструкция будет восприниматься как множественное число, независимо от формы второй части.

Пример:

  • संतानपुर (santānpur) — «город детей» (единственное число), संतानपुरन (santānpuran) — «города детей» (множественное число).

Особенности в диалектах

В различных диалектах Авадхи могут встречаться вариации в образовании множественного числа. Например, в одном диалекте могут использоваться более короткие формы суффиксов для образования множественного числа, в то время как в других диалектах могут преобладать более длинные или сложные формы. Это подчеркивает разнообразие языка и его адаптацию к разным регионам и культурным особенностям.


Таким образом, грамматическое число в Авадхи выражается через морфологические изменения существительных. Существительные мужского и женского рода образуют множественное число с помощью специфических суффиксов, которые зависят от окончания слова и его рода. Эти особенности обогащают язык, добавляя разнообразие в форму и структуру существительных, а также способствуют точному выражению числовых категорий в разных контекстах.