Категория числа в армянском языке
Армянский язык, как и большинство индоевропейских языков, обладает грамматической категорией числа. Эта категория выражает количественное различие между одним предметом и несколькими предметами и находит своё выражение в морфологии существительных, прилагательных, местоимений, числительных, а также в согласуемых с ними глагольных формах. Однако специфика армянского языка, особенно в его морфологической структуре, придаёт категории числа уникальные черты, отличающие её от аналогичных категорий в других языках той же группы.
В армянском языке существует два грамматических числа:
Важно отметить, что в армянском отсутствует двойственное число как отдельная категория, в отличие, например, от древнегреческого или санскрита.
Наиболее продуктивным способом образования множественного числа является добавление суффикса -ներ к существительному в его основе.
Примеры:
В некоторых случаях, особенно у слов с определённой морфологической структурой, суффикс присоединяется к изменённой форме основы:
При этом может происходить чередование звуков в корне или адаптация к фонологическим условиям. Существуют также особенности в употреблении гласной перед суффиксом -ներ, особенно в восточном и западном вариантах армянского языка.
Некоторые существительные образуют множественное число нерегулярным способом, без суффикса -ներ или с изменением корневой морфемы. Часто это касается слов, обозначающих родственников, телесные части, а также некоторых слов древнего происхождения.
Примеры:
Есть также лексически обусловленные случаи, когда форма множественного числа используется с особым значением, а не просто как количественное обозначение.
Интересной особенностью армянского языка является взаимодействие категории числа с категорией определённости. Суффиксы определённости могут варьироваться в зависимости от числа:
Единственное число, определённая форма: գիրքը (эта книга / книга определённая)
Множественное число, определённая форма: գրքերը (эти книги / книги определённые)
Таким образом, суффикс -ք (в единственном) и -ները (в множественном) являются показательными маркерами определённости, накладывающимися на числовую форму.
Прилагательные в армянском языке не согласуются по числу с существительными, к которым они относятся. Это принципиальное отличие от, скажем, русского или французского языков.
Примеры:
Местоимения обладают формами числа, особенно личные местоимения:
Лицо | Единственное число | Множественное число |
---|---|---|
1-е | ես (я) | մենք (мы) |
2-е | դու (ты) | դուք (вы) |
3-е | նա (он/она) | նրանք (они) |
Некоторые указательные и вопросительные местоимения также изменяются по числу:
Армянский глагол согласуется в числе с подлежащим. Суффиксы личных окончаний изменяются в зависимости от числа:
Время/Наклонение | Единственное число | Множественное число |
---|---|---|
ես գրում եմ (я пишу) | մենք գրում ենք (мы пишем) | |
դու գրում ես (ты пишешь) | դուք գրում եք (вы пишете) | |
նա գրում է (он/она пишет) | նրանք գրում են (они пишут) |
Это согласование остаётся стабильным во всех временах и наклонениях.
В армянском языке множественное число используется:
Иногда множественное число может использоваться для усиления значения или в поэтической речи, придавая особый экспрессивный оттенок.
Некоторые существительные в армянском языке употребляются преимущественно в единственном числе, вне зависимости от фактического количества:
С другой стороны, есть слова, которые могут употребляться только во множественном числе, как:
Такое ограничение объясняется как семантикой, так и историческим развитием лексем.
После количественных числительных (բազմություն), как и в русском, используется множественное число существительного:
Однако возможны случаи, когда существительное после числительного употребляется в единственном числе в разговорной или архаичной речи — такое употребление стилистически маркировано.
Категория числа в армянском языке тесно взаимодействует с другими грамматическими категориями, включая определённость, лицо и согласование. Её реализация отражает как синтетические, так и аналитические тенденции, и требует от изучающих внимания к контексту, морфологии и лексическим особенностям каждого слова.