Огласовки и транскрипция

В арабской письменности используется алфавит, состоящий исключительно из согласных букв, а краткие гласные звуки обозначаются с помощью специальных диакритических знаков — огласовок (ḥarakāt, حَرَكَات). Эти огласовки, как правило, не пишутся в обычных текстах, но обязательны в Коране, детских книгах и учебной литературе. Владение системой огласовок является ключом к правильному чтению, произношению и грамматическому анализу.


Арабский язык имеет три краткие гласные, каждая из которых имеет свою огласовку:

1. Фатха (فَتْحَة)

• Обозначает краткий гласный звук [a]. • Представляет собой короткую косую черту над буквой: ـَ • Пример: كَتَبَ — kataba (он написал).

2. Касра (كَسْرَة)

• Обозначает краткий гласный звук [i]. • Короткая черта под буквой: ـِ • Пример: كِتَاب — kitāb (книга).

3. Дамма (ضَمَّة)

• Обозначает краткий гласный звук [u]. • Маленькая завитушка над буквой: ـُ • Пример: مُسْلِم — muslim (мусульманин).


Сукун (سُكُون)

• Знак, обозначающий отсутствие гласного звука после согласной. • Пишется в виде маленького кружка над буквой: ـْ • Пример: مَدْرَسَة — madrasa (школа). • Показывает, что согласная не сопровождается гласным.


Шадда (شَدَّة)

• Обозначает удвоение согласного звука. • Записывается как маленький значок в виде буквы “w” над буквой: ـّ • Пример: مُدَرِّس — mudarris (учитель). • При наличии огласовки и шадды, сначала пишется шадда, затем огласовка: ـَّ / ـِّ / ـُّ


Танвин (تَنْوِين)

Танвин — это удвоенные огласовки, обозначающие нунацию, то есть добавление звука [n] в конце слова, не являющегося определённым:

Фатхатайн (ـً) — [an]

Пример: كِتَابًا — kitāban

Касратайн (ـٍ) — [in]

Пример: كِتَابٍ — kitābin

Дамматайн (ـٌ) — [un]

Пример: كِتَابٌ — kitābun

Важно: Танвин пишется только в неопределённых (неконкретных) именах, как правило, в именительном, винительном и родительном падежах.


Огласовки длинных гласных

Долгие гласные не обозначаются огласовками, а передаются с помощью определённых букв:

  • ا (алиф) после фатхи: ـَا → [ā] Пример: كَاتِب — kātib (писатель)
  • ي (йā’) после касры: ـِي → [ī] Пример: كِتَابِي — kitābī (моя книга)
  • و (уāw) после даммы: ـُو → [ū] Пример: رَسُول — rasūl (посланник)

Связь с фонетикой и чтением

Огласовки служат не только для фиксации гласных звуков, но и указывают на грамматические формы слов. Например:

  • كَتَبَ (kataba) — он написал
  • كُتِبَ (kutiba) — было написано
  • كَاتِب (kātib) — пишущий, писатель
  • مَكْتُوب (maktūb) — написанный

Все эти формы происходят от одного корня ك-ت-ب, и различаются только огласовками. Поэтому точное понимание системы огласовок необходимо для распознавания морфологических форм.


Транскрипция

Арабская транскрипция — это способ передачи арабских слов средствами латинского алфавита. Транскрипция может быть:

Фонетическая

Передаёт произношение максимально точно для целей обучения:

  • كِتَاب — kitāb
  • دُرُوس — durūs

Академическая (научная транслитерация)

Соблюдает строгую систему соответствия между арабскими буквами и латиницей, часто используется в словарях и грамматиках. Примеры символов:

  • ʾ — хамза (ء)
  • ʿ — айн (ع)
  • ṭ — emphatic “t” (ط)
  • ṣ — emphatic “s” (ص)
  • ḥ — “h” с придыханием (ح)
  • ḍ, ẓ, dh, gh и др.

Пример: كِتَاب → kitāb, قُرْآن → qurʾān, عَلِيم → ʿalīm

Такой подход обеспечивает точность, но требует отдельного изучения специальных знаков.


Особые случаи

Хамза (ء)

• Может стоять в начале, середине или конце слова. • В начале слова пишется на носителе — алифе: أ / إ • Внутри и в конце — на подходящей букве-носителе (алиф, вав, йа или без неё) в зависимости от контекста.

Алиф Васля (اٱ)

• Особая форма алифа, которая не читается при соединении с предыдущим словом. • Пример: ٱسْم — ism (имя), в потоке речи читается: bismi-llāh — во имя Аллаха.


Роль огласовок в грамматике

Огласовки позволяют точно определить:

  • Падеж имени: كِتَابٌ (им.п.), كِتَابًا (вин.п.), كِتَابٍ (род.п.)
  • Форму глагола: تَكْتُبُ — она пишет, تَكْتُبْ — пиши!
  • Число и род: مُعَلِّمٌ — учитель, مُعَلِّمَةٌ — учительница
  • Переходность/пассивность: كَتَبَ — написал, كُتِبَ — было написано

Практика чтения с огласовками

Начинающим изучающим следует активно тренироваться в чтении текстов с огласовками, чтобы:

  • Научиться определять корни слов и морфемы
  • Распознавать форму и значение глагола
  • Освоить правила склонения и спряжения
  • Развить автоматическое узнавание грамматических конструкций

С переходом на тексты без огласовок учащийся должен опираться на контекст, знание корней и грамматических правил.