Глагольное предложение

Глагольное предложение в арабском языке

Глагольное предложение (الجملة الفعلية) — один из двух основных типов предложений в арабском языке (наряду с именным предложением, الجملة الاسمية). Оно начинается с глагола и затем может содержать подлежащее, дополнения и другие второстепенные члены предложения.

В арабской грамматике глагольное предложение играет ключевую роль, особенно в повествовательных и описательных контекстах. Его структура строго регламентирована и тесно связана с глагольными формами, временами и управлением падежей.


Базовая структура Глагольное предложение начинается с глагола, за которым следует подлежащее (если оно выражено явно), затем — дополнения и обстоятельства. Пример: كَتَبَ الوَلَدُ الدَّرسَ Написал мальчик урок → “كتب” — глагол (совершенный вид), “الولد” — подлежащее, “الدرس” — прямое дополнение.

Возможные компоненты глагольного предложения:

  • Глагол (فعل) — в начале

  • Подлежащее (فاعل) — если не выражено формой глагола

  • Дополнения:

    • прямое дополнение (مفعول به أول)
    • косвенное дополнение (مفعول به ثانٍ, в случае двух дополнений)
  • Обстоятельства места и времени (ظرف)

  • Обстоятельства образа действия (حال)

  • Причинные или результативные конструкции (مفعول لأجله، مفعول معه)


Спряжение глагола и выражение подлежащего

В арабском языке глагол всегда согласуется с подлежащим по лицу, числу и роду. В большинстве случаев форма глагола уже включает в себя грамматическую информацию о подлежащем, особенно если оно выражено местоимением.

Примеры:

  • كَتَبْتُ (я написал) — 1 лицо, ед. число
  • كَتَبَتْ (она написала) — 3 лицо, жен. род, ед. число
  • كَتَبُوا (они написали) — 3 лицо, муж. род, мн. число

Если подлежащее выражено существительным или местоимением, оно обычно следует за глаголом.


Порядок слов и его особенности

Глагол – подлежащее – дополнение (VSO): Это классический порядок слов в глагольном предложении.

Пример: قَرَأَ الطَّالِبُ الكِتَابَ Прочитал студент книгу

Подлежащее – глагол – дополнение (SVO): Допустимо и такое построение, особенно в разговорной речи или для усиления внимания на подлежащем. Однако в этом случае глагол должен согласоваться с подлежащим в полной мере.

Пример: الطَّالِبُ قَرَأَ الكِتَابَ Студент прочитал книгу


Отрицательная форма глагольного предложения

Отрицание зависит от времени глагола:

  • Для прошедшего времени используется частица ما
  • Для настоящего и будущего времени — частица لا
  • Для образования перфекта с эффектом настоящего времени — لم (с джусивной формой глагола)
  • Для выражения отрицательной надежды, желанияلن (также с джусивной формой)

Примеры:

  • ما ذَهَبَ الطّالبُ Студент не ушёл
  • لا يَكْتُبُ الدَّرسَ Он не пишет урок
  • لم يَكْتُبِ الوَلَدُ الرِّسالةَ Мальчик не написал письмо
  • لن يَذهَبَ إلى المدرسة Он не пойдёт в школу

Переходные и непереходные глаголы

Глаголы в арабском языке делятся на:

  • Непереходные (لازم) — не требуют дополнения
  • Переходные (متعدٍّ) — требуют одного или более дополнений

Примеры:

  • جلسَ الولدُ (непереходный) Мальчик сел
  • شَرِبَ الماءَ (переходный) Он выпил воду

Существуют глаголы, требующие два или даже три дополнения:

  • أعطى الولدَ الكتابَ Он дал мальчику книгу — “الولدَ” — косвенное дополнение, “الكتابَ” — прямое

Порядок компонентов в сложных конструкциях

Когда в предложении появляется более одного дополнения, соблюдается следующий порядок:

  1. Прямое дополнение
  2. Косвенное дополнение
  3. Обстоятельства
  4. Причинные/результативные дополнения

Пример: قَرَأَ المُعَلِّمُ الدرسَ للطُّلَّابِ في الصَّفِّ صباحًا Учитель прочитал урок ученикам в классе утром


Примеры с обстоятельствами

Обстоятельство образа действия (حال): يَجري الولدُ سريعًا Мальчик бежит быстро → “سريعًا” — حال (наречие, описывающее способ действия)

Обстоятельство времени и места (ظرف زمان / ظرف مكان): سافَرَ أحمدُ أمسِ إلى بيروت Ахмед уехал вчера в Бейрут


Глагольное предложение в пассивной форме

Арабский язык активно использует пассив (المبني للمجهول), особенно в формальной письменной речи. При этом:

  • Глагол изменяет огласовки: فُعِلَ / يُفْعَلُ
  • Подлежащее становится «замещающим подлежащим» (نائب الفاعل) и ставится после глагола

Пример:

  • كُتِبَ الكِتَابُ Книга была написана
  • يُفْتَحُ البَابُ Открывается дверь

Употребление местоименных суффиксов

В арабском глагольном предложении местоимения часто присоединяются к глаголу или дополнениям в виде суффиксов:

  • كَتَبْتُهُ — я написал его
  • أَعْطَيْتُهُ إيَّاهُ — я дал ему это

Инверсии и риторические конструкции

Для выразительности допускается изменение порядка слов:

  • Вынос подлежащего в начало — с целью акцента
  • Инверсия с обстоятельством или дополнением впереди — для стилистических целей

Пример: في المَدْرَسَةِ يَتَعَلَّمُ الطُّلَّابُ العِلْمَВ школе ученики изучают науку


Роль интонации и контекста

Поскольку арабский язык флективен, грамматические отношения между членами предложения часто определяются с помощью огласовок (в официальной речи) и контекста. Именно поэтому правильное построение глагольного предложения — основа для точной передачи смысла.