Деонтическая модальность в амхарском языке
Деонтическая модальность — это тип модальности, выражающий отношение говорящего к обязательности, дозволенности или запрету действия. В амхарском языке, принадлежащем к южносемитской ветви афразийской языковой семьи, деонтическая модальность выражается разнообразными грамматическими и лексико-грамматическими средствами, включая специальные морфемы, формы глагола, модальные частицы, а также конструкции с глаголами значениями «нужно», «можно», «запрещено» и др.
Императивные формы в амхарском языке часто выражают не только прямое побуждение к действию, но и модальность долга или необходимости:
Хортативные формы используются для выражения побуждения в первом лице:
Эти формы нередко используются для выражения нормативных предписаний в формальном или полуформальном дискурсе.
Глагол «быть, иметь» в различных формах может выражать обязанность или необходимость:
Здесь инфинитив глагола (с маркером mä-) сочетается с личной формой глагола ʔälla (в нужной форме согласования).
Эти выражения используются преимущественно в официальном и формальном стиле.
Для выражения запрета используется частица አት- (ʔat-) в сочетании с модифицированной формой глагола:
Форма ʔat- является маркером запрещающей модальности. Она обычно присоединяется к основе глагола, с соответствующей флексией.
Такого рода конструкции используются в контекстах категорического запрета.
Модальные адвербиативы или прилагательные могут быть использованы для выражения оценочной деонтической модальности:
В последнем примере глагол ገባ (gäbba — «быть приемлемым, подобающим») используется в отрицательной форме для выражения категорического запрета.
Эти формы часто употребляются в административных и нормативных текстах.
Амхарский язык активно использует подчинённые предложения с модальными глаголами:
Здесь подчинительная частица እንዲ- (ʔəndi-) указывает на желаемую или должную направленность действия, выступая частью деонтической рамки высказывания.
Выражение деонтической модальности в амхарском языке тесно связано с вежливостью, иерархией и социальными нормами. Использование хортативов и смягчающих выражений (например, እባክህ — «пожалуйста») часто является обязательным в вежливом дискурсе, даже при выражении прямой необходимости или запрета.
Таким образом, грамматические формы деонтической модальности в амхарском языке включают не только глагольные структуры, но и прагматически нагруженные лексические средства.
Система деонтической модальности в амхарском языке является грамматически организованной и функционально богатой. Она охватывает как императивные и запретительные формы, так и синтаксически сложные конструкции, передающие необходимость, обязанность или дозволенность. Особенность амхарской системы — синкретизм форм необходимости и долженствования, тесная связь грамматической модальности с социолингвистическими параметрами общения и выраженная зависимость от прагматического контекста.