Сложноподчиненные предложения (СПП) в языке Акан характеризуются наличием одного главного предложения и одного или нескольких зависимых предложений, которые объясняют или дополняют значение главного. В таких предложениях зависимое (подчинённое) предложение зависит от главного и не может существовать самостоятельно. Подчинённые предложения могут быть связаны с главным через подчинительные союзы или специальные формы, присущие грамматике Акан.
В языке Акан сложноподчинённые предложения часто состоят из двух частей:
Пример:
Здесь главное предложение — «Me kɔɔ sukuu no» (Я пошел в школу), а подчинённое — «sɛnea ɛbɛyɛ a mɛtumi akɔɔda» (чтобы я мог спать). Подчинённое предложение зависит от главного, уточняя цель действия.
Подчинённые предложения могут быть разных типов, в зависимости от того, какую роль они играют в предложении. В языке Акан различают несколько типов подчинённых предложений.
Эти предложения указывают на время действия. В языке Акан часто используются такие выражения, как «bere a» (когда), «sɛnea ɛbɛyɛ a» (чтобы), которые обозначают временную зависимость.
Пример:
Здесь подчинённое предложение «a, mɛyɛ me ho adwuma» (когда закончу работу) уточняет, когда произойдет действие в главном предложении.
Эти предложения объясняют причину действия, обозначаемую в главном предложении. В языке Акан для выражения причины используется структура «efisɛ» (потому что), «sɛ» (так как).
Пример:
Подчинённое предложение «efisɛ me ho yɛ me den» (потому что я чувствую себя плохо) объясняет причину, по которой человек остался дома.
Подчинённые предложения, выражающие условие, показывают, при каком условии происходит действие, выраженное в главном предложении. Для этого в языке Акан используют союзы, такие как «sɛ» (если), «a» (если).
Пример:
Здесь подчинённое предложение «sɛ wopɛ sɛ wokɔ sukuu no a» (если ты хочешь пойти в школу) указывает на условие, от которого зависит действие в главном предложении.
Эти предложения выражают цель действия, обозначаемого в главном предложении. В Акан для выражения цели часто используется союз «sɛnea ɛbɛyɛ a» (чтобы).
Пример:
В этом примере подчинённое предложение «sɛnea ɛbɛyɛ a mɛtumi atumi agyina» (чтобы я мог стать учёным) поясняет цель действия, обозначенного в главном предложении.
Подчинённые предложения следствия объясняют результат или последствия действия, выраженного в главном предложении. В языке Акан часто используют конструкцию «ne sɛ» (так что), чтобы обозначить следствие.
Пример:
Здесь подчинённое предложение «ne sɛ ɔmfa ho mmɔden» (так что он не сможет справиться) указывает на следствие действия в главном предложении.
В языке Акан используются различные союзы для связи главного и подчинённого предложений. Эти союзы могут быть как простыми, так и составными.
Простые союзы:
Составные союзы:
Эти союзы играют ключевую роль в установлении связи между частями сложноподчинённого предложения и позволяют точно передавать смысл зависимости между предложениями.
Порядок слов в сложноподчинённых предложениях языка Акан подчиняется стандартным грамматическим правилам, характерным для этого языка. Главное предложение обычно стоит перед подчинённым, однако в случае использования некоторых подчинительных союзов порядок может быть изменён.
Пример:
Здесь главный элемент предложения — «Me bɛkɔ sukuu no» (Я поеду в школу) — стоит перед подчинённым «sɛnea ɛbɛyɛ a mɛtumi akɔda» (чтобы я мог спать).
Особенности произношения и интонации в сложноподчинённых предложениях могут зависеть от контекста и отношения между главной и подчинённой частями. Обычно подчинённые предложения произносятся с меньшей интонационной напряжённостью по сравнению с главными предложениями, что указывает на их зависимость от главного.
Важным аспектом является также использование пауз и интонационных акцентов для выделения подчинённого предложения в речи. Это может быть особенно заметно в более длинных и сложных предложениях, где каждый элемент играет свою роль в построении общего смысла.
Иногда в языке Акан можно встретить сложные случаи, когда два подчинённых предложения соединяются в одно, либо один и тот же элемент главного предложения выполняет несколько функций, связывая несколько подчинённых предложений.
Пример:
Здесь оба подчинённых предложения «sɛnea ɛbɛyɛ a mɛtumi atumi agyina» (чтобы стать учёным) и «sɛ ɛnyɛ saa a, mɛkɔda» (если это не получится, я вернусь домой) объединены в одно сложное предложение, которое расширяет смысл и показывает возможные альтернативы.